Обидели ракушку — отобрали жемчужину

Влас Рязанов
кандидат географических наук
Иван Рубанов, Влас Рязанов
18 декабря 2006, 00:00
18 декабря 2006, 00:00

Компания Shell готова уступить «Газпрому» контрольный пакет в проекте «Сахалин-2». Это принесет стране максимум выгоды и минимум проблем, если сделка будет осуществлена на рыночных условиях

«Газпром» в ближайшее время может превратиться в основного акционера крупнейшего нефтегазового проекта «Сахалин-2», которым занимаются иностранные компании, в первую очередь транснациональная Royal Dutch/Shell. По информации, которая была опубликована в зарубежных и российских газетах и пока лишь косвенно подтверждается сотрудниками компаний, участники проекта готовы уступить «Газпрому» контрольный пакет акций. Это первый случай в истории новой России, когда иностранные компании отдают контроль над многомиллиардным проектом в руки национальной монополии.

Чем обусловлена такая щедрость и что она даст нашей стране?

Лакомый кусочек

«Сахалин-2» — крупнейший за все постперестроечное время и наиболее подготовленный проект по добыче углеводородов на востоке России. В его рамках осваиваются крупные находящиеся на шельфе острова Сахалин Лунское и Пильтун-Астохское углеводородные месторождения (см. карту) с суммарными запасами около 600 млн тонн нефти и конденсата и 700 млрд кубометров газа — это приблизительно в полтора раза больше годовой российской добычи. В проект уже инвестировано более 12 млрд долларов, установлены шельфовые платформы, на которых уже ведется добыча нефти, близки к завершению программы строительства трубопроводов, на 80% готов завод по сжижению природного газа — первый в России и один из крупнейших в мире.

О предстоящей сделке и ее условиях представители компаний на официальном уровне говорят пока неохотно. Однако российские и иностранные СМИ со ссылкой на источники в компаниях опубликовали информацию, что главный акционер проекта — Royal Dutch/Shell — продаст «Газпрому» 25–30% акций, получив за это денежную компенсацию и, возможно, долю в одном из проектов «Газпрома» (в последнее время в этом контексте фигурирует участок гигантского Заполярного газового месторождения в Западной Сибири). Кроме того, по 10% акций газовый монополист приобретет у японских участников консорциума — Mitsui и Mitsubishi — исключительно в обмен на денежную компенсацию. Наш источник в «Газпроме» подтвердил, что сделка близка к завершению, сейчас идет обсуждение ее деталей. При этом он отметил, что договоренность относительно количества продаваемых акций достигнута: «Газпром» приобретет именно контрольный пакет, в настоящее время обсуждается только вопрос его цены.

Судя по всему, компании достигли принципиального соглашения на состоявшейся 11 декабря встрече главы Shell Йеруна ван дер Веера с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко. День спустя появилось множество публикаций о грядущей сделке со ссылками на источники в компаниях. Стороны, похоже, рассчитывают оперативно снять все оставшиеся вопросы. Председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев на следующий день после упомянутой встречи заявил иностранным журналистам, что переговоры между сторонами идут «быстро и скоро завершатся». Младшие партнеры Shell по «Сахалину-2» японские корпорации Mitsui и Mitsubishi также заявили, что приветствуют участие российской компании в проекте и не имеют ничего против того, чтобы «Газпром» стал его крупнейшим акционером. По неофициальным данным, сделку планируется заключить в первом квартале 2007 года.

Некуда деваться

Контрольный пакет, который получит «Газпром», — это неожиданно много. Во-первых, потому, что иностранцы фактически передают российскому государству, а точнее, подконтрольной ему компании, возможность не только получать львиную долю от дивидендов многомиллиардного проекта, но и изменять не нравящиеся ему условия Соглашения о разделе продукции (СРП) и диктовать свою волю. Во-вторых, потому, что раньше российская компания никак не могла договориться о приобретении даже 20-процентного пакета акций.

«Газпром» уже давно грезил о «Сахалине-2» и вел переговоры о своем вхождении в перспективный проект, однако до сих пор результатов не было. Российский монополист хотел основную часть стоимости приобретаемых акций компенсировать другим своим активом. Иными словами — произвести размен. В качестве такового в прессе упоминался проект по освоению глубинных залежей гигантского Заполярного месторождения. Однако, как отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, «этот актив, видимо, не интересовал Shell, поскольку было ясно, что продавать свою долю продукции компания сможет лишь “Газпрому”, контролирующему газопроводную инфраструктуру и способному диктовать условия “сдачи” газа в трубу». Но основная проблема была в том, что российская монополия считала слишком большой компенсацию, которую за свой пакет просила Shell. Теперь проблема снята: «Газпром» готов все оплатить деньгами, а Shell уже сама будет рада предоставить госкомпании немалую скидку.

Приятный для «Газпрома» поворот событий случился на фоне идущего несколько месяцев и все обостряющегося конфликта иностранных участников проекта «Сахалин-2» с российскими чиновниками. Министерство природных ресурсов последние месяцы выдвигает против компании-оператора все новые обвинения в нарушении природоохранных нормативов и нанесении серьезного ущерба природе острова. Буквально на днях замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что с марта 2007 года планирует начать судебное разбирательство по обвинению участников проекта «Сахалин-2» в нарушении экологических норм и нанесении значительного ущерба природе острова с подачей исков в российские и иностранные суды. При этом чиновник пригрозил, что если в переговорах с нарушителями о компенсации ущерба не будет прогресса, его ведомство инициирует процесс расторжения СРП.

Практически все аналитики и отраслевые специалисты считают данные претензии лишь поводом для давления на иностранных инвесторов, которых таким образом побуждают впустить в проект на льготных условиях «Газпром» и/или изменить кабальные условия СРП (см. «Грабительский договор») в пользу России. По расчетам аналитиков, 50% акций «Сахалина-2», судя по запасам и планируемым производственным показателям, могли бы стоить 6–9 млрд долларов. Но «исходя из нынешнего объема экологических претензий, дисконт к справедливой стоимости компании может составить от 15 до 30 процентов, в дальнейшем объем претензий, а значит, и размер дисконта еще могут возрасти», отмечает аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. По оценкам экспертов, экологические претензии могут снизить стоимость контрольного пакета оператора проекта «Сахалин Энерджи» до 2,5–4 млрд долларов.

Такая сумма не является для «Газпрома» проблемой. Достаточно отметить, что за первый квартал этого года компания получила 7 млрд долларов чистой прибыли, в то время как раньше она зарабатывала 10–12 млрд долларов за год.

Насколько оправданно давление на иностранцев?

Чтобы разобраться в проблеме, полезно вспомнить историю проекта и условия заключения Соглашения о разделе продукции (см. «Грабительский договор»). Соглашение это заключалось в 1994 году, когда еще не существовало национального законодательства по СРП, нефть стоила дешево, а российские компании были не в состоянии запускать крупные проекты. Сама страна тогда находилась в удручающем финансовом положении, в вопросах политики и экономики делала все, чтобы угодить Западу, получить очередную финансовую подачку и поправить свой финансовый имидж. Естественно, Соглашение о разделе продукции было заключено с иностранцами на весьма выгодных для них и весьма невыгодных для нас условиях. Параметры договора выглядели кабальными даже по меркам зарубежных СРП-проектов, которые некоторые экономисты считают самым неудачным вариантом эксплуатации национальных нефтяных ресурсов. К тому же «Сахалин-2» оказался единственным в нефтегазовой отрасли России крупным проектом иностранного капитала, в котором не принимали участия отечественные компании.

Исходя из этого желание государства изменить условия СРП и впихнуть в него «Газпром» хорошо вписывается в глобальную тенденцию усиления роли государственных компаний, выглядит вполне логичным и правильным решением для окрепшей страны с суверенной экономикой. Российское государство, как упоминалось, теперь не только сможет получить куда более значительную часть дивидендов от освоения месторождения, но и окажется способным изменять условия СРП в свою пользу. Помимо установления контроля над дополнительным потоком денежных средств «Газпром» войдет в наиболее перспективные и стратегически важные для него сегменты углеводородного рынка. Компания получит возможность торговать новым для нее и весьма перспективным продуктом — сжиженным природным газом. А вместе с этим — технологии и уже оформленный доступ на рынок стран АТР: участники проекта уже имеют на руках долгосрочные контракты на поставку СПГ южнокорейской Kogas (1,5–2 млн тонн в течение двадцати лет) и японским Tokio Gas, Toho Gas, Hiroshima Gas, Tokio Electric, Kyushu Electric (в сумме 3,6 млн тонн, более чем на двадцать лет), а также контракт на поставку 1,6 млн тонн СПГ в Мексику. Это знаковое событие для всей российской нефтегазовой индустрии, которая, образно говоря, опирается лишь на одну ногу — экспорт в Европу; другой центр потребления углеводородов не получает от нас практически ничего, за исключением нескольких составов с нефтью. Наконец, российская компания с помощью «Сахалина-2» увеличит свою ресурсную базу — входящие в проект месторождения отличаются хорошим «качеством» запасов, значительная часть которых отлично разведана и относится к категории доказанных.

Несмотря на резкую критику со стороны зарубежных СМИ и политиков, обвиняющих «Газпром» и российские власти в изоляционизме, попрании норм свободного рынка и прочих грехах, они сами дают повод для полного морального оправдания действий российских властей. Ведь наши европейские партнеры, занимаясь пропагандой рыночных принципов и свободного доступа к национальным рынкам, не стесняются от них отказываться, когда это отвечает их собственным интересам. Например, активно экспортируют в Россию сельхозпродукцию, дотируемую на 50%, но при этом под предлогом демпинга вводят заградительные пошлины на экспорт нашего стального проката и удобрений; требуют доступа к российской трубопроводной инфраструктуре, но всячески блокируют попытки «Газпрома» получить контроль над европейскими газораспределительными компаниями.

Не перегните палку

Впрочем, каким окажется эффект от смены акционеров в проекте «Сахалин-2», пока еще очень сильно зависит от будущих действий российских властей и «Газпрома». Пока негативное влияние конфликта иностранных участников СРП с российскими чиновниками сглаживается рядом факторов. С одной стороны, такое развитие событий в отношении Shell давно ожидалось, с другой — мировые нефтяные гиганты привыкли к изменению условий работы и регулярным финансовым «налетам» национальных правительств. В той же родной для Shell Англии чиновники в последнее время регулярно увеличивали налоговую нагрузку на нефтедобывающие компании.

В дальнейшем будет важно, чтобы тандем власть—«Газпром» вел спор с иностранцами корректно и не опускался до грубого давления и резких действий. «С точки зрения имиджа страны и ее инвестиционной привлекательности наиболее удачным разрешением конфликта станет договоренность о передаче части пакета акций компании-оператора “Газпрому” в обмен на денежную компенсацию или, что будет смотреться лучше, аналогичные активы в других местах и сохранение за Shell функций оператора проекта», — отмечает Максим Шеин. «Тенденция увеличения влияния государства в проекте — это хорошо, главное — не перегнуть палку, — считает Денис Борисов. — Иностранцы нормально воспримут происходящее, если сделка с Shell будет иметь рыночный характер». Если же ситуация станет развиваться по юкосовскому сценарию, с отбором лицензии у иностранцев, ее покупкой на аукционе «Газпромом» и последующей корректировкой экологических претензий чиновниками в меньшую сторону, имиджу страны будет нанесен серьезный удар, а крупный иностранный бизнес всерьез задумается о целесообразности инвестиций в Россию.

Западные ТНК нельзя воспринимать только как грабителей российских ресурсов. Несмотря на появившиеся в достатке финансовые ресурсы, мы по-прежнему нуждаемся в их технологиях и опыте. Российские компании пока фактически не в состоянии применять наиболее прогрессивные технологии добычи и разрабатывать трудные месторождения: они не могут работать на шельфе, не в состоянии строить крупные мощности по сжижению газа, слабы в применении современных методов увеличения нефтеотдачи пластов и в добыче газа с многокилометровых глубин. Поэтому будет очень плохо, если радость от осознания собственной силы и правоты подтолкнет российских бизнесменов и чиновников к грубостям и крайностям.

Другая возможная проблема проистекает из стратегической значимости сахалинского проекта. «Газпром», после того как получит контроль над этими месторождениями, должен использовать их как плацдарм для развития восточного направления добычи и экспорта углеводородов. Если новое приобретение окажется для российской компании поводом к тому, чтобы почивать на лаврах, свернуть работы по развитию добычи природного газа и транспортной инфраструктуры на востоке страны, останется лишь в очередной раз развести руками.

 vrez_picture_1

Хронология проекта

1991 год. Образование консорциума МММ в составе компаний McDermott, Marathon и Mitsui, начало разработки ТЭО проекта.

1992 год. Победа консорциума МММ в тендере на разработку шельфовых Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений (их запасы — 150 млн тонн нефти и 420 млрд кубометров газа).

1992 год. Присоединение к консорциуму компаний Royal Dutch/Shell и Mitsubishi.

22 июня 1994 года. Создание компании «Сахалин Энерджи», подписание СРП.

Июнь 1996 года. Официальный старт реализации проекта.

1997 год. Выход из проекта компании McDermott.

1999 год. Начало нефтедобычи на Пильтун-Астохском месторождении.

2000 год. Выход из проекта компании Marathon.

Выход «Сахалина-2» на сезонный промышленный режим работы. С помощью морской платформы «Моликпак» добывается 1,4–2 млн тонн нефти в год.

2003 год. Выдача государственной экологической экспертизой положительного заключения на ТЭО проекта.

Начало строительства завода по сжижению газа в поселке Пригородный.

Год, который компания «Сахалин Энерджи» впервые с начала реализации проекта завершила с прибылью.

2005 год. Накопленная добыча нефти — 9,927 млн тонн.

Лето 2006 года. Накопленные инвестиции — 12,6 млрд долларов.

Начало монтажа оборудования газодобывающей платформы на Лунском месторождении, прекращение сжигания попутного газа на Пильтун-Астохском месторождении.

Хронология наездов

1999 год. Экологические организации обеспокоены сохранностью популяций промысловых рыб.

2000 год. Экологи озабочены судьбой охотско-корейской популяции серых китов, которая может пострадать в результате геологоразведочных работ и добычи нефти на шельфе Сахалина.

2002 год. Экологические организации Сахалина предлагают пересмотреть СРП, обвиняя «Сахалин Энерджи» в загрязнении акватории острова нефтью, а также считая условия СРП невыгодными для Сахалинской области.

2004 год. Аудиторы Счетной палаты РФ оценивают ущерб российской стороны от невыполнения плана нефтедобычи на «Сахалине-2» и завышения затрат «Сахалина Энерджи» в 2,5 млрд долларов.

2005 год. Royal Dutch/Shell отказывается от предложения «Газпрома» по обмену доли в проекте «Сахалин-2» на долю в Заполярном месторождении. «Газпром» недоволен.

«Сахалин Энерджи» представляет российской стороне смету на второй этап реализации проекта (2006–2015 годы), согласно которой затраты должны вырасти с 12 до 20 млрд долларов. «Зарубежнефть», проверявшая смету расходов по поручению Минпромэнерго, считает ее завышенной.

Лето 2006 года. Росприроднадзор озабочен экологической ситуацией в связи с реализацией проекта «Сахалин-2».

Осень 2006 года. Проверка Росприроднадзора выявляет нарушения ТЭО проекта в ходе строительства трубопроводов на острове: «Сахалин Энерджи» не обеспечила рекультивацию земель и противоэрозионные мероприятия, при переходах через реки нарушила нерестовые миграции лососевых рыб.

Декабрь 2006 года. Замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявляет, что с марта 2007 года планирует начать судебное разбирательство по обвинению участников проекта «Сахалин-2» в нарушении экологических норм и нанесении значительного ущерба природе острова с подачей исков в российские и иностранные суды. Росприроднадзор готов инициировать процесс расторжения СРП.