П
ропорционально сократится доля трех нынешних иностранных акционеров проекта: Shell — с 55 до 27,5%, Mitsui — с 25 до 12,5%, Mitsubishi — c 20 до 10%. Именно такое решение ожидалось аналитиками и прогнозировалось нами (см. статью «Надо правильно делиться, парни!», «Эксперт» № 35 (529) от 25 сентября 2006 года) после того как в адрес оператора проекта «Сахалин-2» компании «Сахалин Энерджи» посыпались многочисленные претензии со стороны российских ведомств. Их целью, по мнению большинства экспертов, было смягчение позиций иностранцев по вопросу вхождения в проект «Газпрома». В частности, иностранцам не позволяли увеличить смету проекта с 12 млрд до 22 млрд долларов, а Росприроднадзор обвинял их в нанесении ущерба окружающей среде на многие миллиарды долларов.
После заявления о сделке чиновники быстро пошли на попятную: президент России Владимир Путин заявил, что экологические ведомства и инвесторы проекта все же договорились и решили принципиальные вопросы, а глава Минпромэнерго Виктор Христенко отметил, что для подорожания проекта есть объективные причины. Правда, Христенко при этом отметил, что в условия Соглашения о разделе продукции, в рамках которого работает «Сахалин-2», будут внесены дополнения, позволяющие России не терять доходы в результате роста затрат зарубежных компаний, — с переходом контроля над проектом к «Газпрому» у российских властей появляются возможности менять условия раздела доходов между «частниками» и государством.
Как отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Михаил Зак, половина «Сахалина Энерджи», исходя из планируемых производственных показателей, могла бы стоить на рынке и больше, но не существенно. На умеренный дисконт, выторгованный «Газпромом» благодаря экологическим претензиям, указывают и другие эксперты. Поэтому нынешнее соглашение можно считать сравнительно цивилизованным и благоприятным для обеих сторон разрешением конфликта. А вот цинизм высших должностных лиц в вопросах экологии Сахалина цивилизованным назвать никак нельзя.