Прощание с СССР

Тема недели
Москва, 22.01.2007
«Эксперт» №3 (544)

Российско-белорусский газовый, а затем и нефтяной конфликт трудно воспринять как цивилизованный развод. Крик стоял такой, что соседям впору уши затыкать, посуда билась целыми сервизами, ножами никто не орудовал, но сковородки в дело пошли почти сразу. За всеми этими криками и воплями понять что-либо по поводу содержательной стороны дела было очень непросто. Все спорили только о том, кто кого «прогнул» и насколько сильно.

При этом если абстрагироваться от всего этого шума и просто всмотреться в цифры подписанных договоров, то трудно не увидеть даже не компромисс, получившийся в результате войны, а вполне продуманный и просчитанный план мягкого и поэтапного выстраивания равноправных отношений между государствами. То есть буквально формулу цивилизованного развода. Причем тот факт, что Белоруссия после этих договоров даже не пересмотрела ни годовой бюджет, ни пятилетний план, говорит о том, что к такому или примерно такому результату там были давно готовы.

После развала СССР кроме долгов этого государства Россия взяла на себя также опеку над государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. В основе этой опеки были льготные условия поставок энергоносителей. Причем не только тем государствам, где не было своих источников, но даже тем, которые имели свои нефтяные и газовые месторождения (в частности, российский газ до нынешнего года поставлялся по льготным ценам в Азербайджан, который сегодня является газовым экспортером). Можно говорить о том, что Россия таким образом привязывала эти страны к себе, можно говорить, что через коррумпированные элиты соседних стран наши коррумпированные элиты осуществляли финансовые махинации с энергоносителями, можно говорить о братской помощи и ответственности за новых соседей, которую Россия единолично взвалила на свои плечи. Все это будет во многом верно. Но главное то, что во времена становления постсоветского пространства, когда бывшие советские республики были не более чем новообразованиями на карте мира, да и сама Россия не очень понимала, что она такое и зачем, другого варианта не было. Россия просто не смогла бы выжить, окруженная поясом хаоса и дестабилизации. Собственно, российские энергоносители были своего рода стержнем, на котором обустраивалась государственность бывших союзных республик.

Но это был именно переходный период, это была именно вынужденная политика, которая позволила всем нам выжить. Переходный период закончился, национально-государственное становление произошло, и волна цветных революций была только одним из проявлений новых реалий на постсоветском пространстве. В этих новых условиях российская энергетическая опека, по большому счету, стала тормозом, и не только для самой России, тратившей на эту опеку десятки миллиардов долларов, но и для мировой системы энергетической безопасности. Да и для самих постсоветских стран ситуация энергетической зависимости от России уже не отвечала их национальным интересам.

Та же Белоруссия, получавшая наибольшие преференции от России, использовала

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама