Нестыдный патриотизм

Книги
Москва, 22.01.2007
«Эксперт» №3 (544)

Шпионская тематика, во всем мире один из столпов коммерческой прозы и кинематографа, в нашей стране не разрабатывается. Причина проста: тотальная невозможность сконструировать героя и ситуацию, которые, с одной стороны, не оскорбляли бы этическое чувство читателя (не всегда готового признать работу на отечественные спецслужбы делом морально приемлемым), а с другой — не противоречили бы законам здравого смысла.

В советское время эта проблема решалась двумя способами: действие шпионского романа переносилось либо в военное время (этот прием эксплуатировали Юлиан Семенов и создатель легендарного майора Пронина Лев Овалов), либо на нашу территорию (по этому принципу построена знаменитая трилогия Владимира Востокова и Олега Шмелева о резиденте). И то и другое ставило героев разведчиков в нравственно оправданную позицию самообороны, позволяя читателю проникнуться к ним симпатией. Впрочем, наряду с другими видами массового развлекательного чтива шпионские романы оставались в СССР явлением подозрительным и неблагонадежным — причем для интеллигенции едва ли не в большей степени, чем для власти.

С началом перестройки даже этот тонкий ручеек, снабжавший читателя беллетрезированными сведениями о жизни разведки, фактически пересох: в условиях распада политической системы (не исключая спецслужб) шпионский роман закономерным образом вымер, так по-настоящему и не родившись. Едва ли не единственная относительно успешная попытка скроить историю о разведчиках по западным лекалам — «И ад следовал за ним» Михаила Любимова, — осталась щемяще одинокой, а все позднейшие усилия как-то реконструировать жанр неизменно встречали льдистое равнодушие со стороны потенциального потребителя.

Хорошо известно, что главный фактор, способный обеспечить появление в той или иной культурной нише вещей действительно высококлассных — это стабильный средний уровень существующих в ней объектов. Тем удивительнее внезапное появление в полностью запустевшей шпионской нише сразу двух романов Николая Еремеева-Высочина «Бог не звонит по мобильному» и «Афганская бессонница», по отношению к которым сравнение с книгами Джона Ле Карре будет если и преувеличением, то вполне допустимым.

Ход, изобретенный Высочиным, элегантен в своей простоте: его герой, обаятельный русский испанец Пако Аррайя, разумеется, агент ФСБ (а до того — КГБ), но последние двадцать пять лет он живет в Америке. Его мало волнует текущая политическая конъюнктура: нелегально внедренный на Запад двадцатилетним юнцом, он в свое время принял решение работать на те силы, центр которых в Москве, вне зависимости от того, как сами они себя именуют. Этим снайперским выстрелом автор разом ликвидирует целую группу зайцев: уходит от обвинений в антипатриотизме (Аррайя безоговорочно верен своим принципам и в любой ситуации честно отстаивает российские интересы), снимает ненужный пафос (его герой достаточно умен и циничен, чтобы не принимать государственническую патетику своих нынешних работодателей за чистую монету) и создает живую, реалистичну

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама