Справочник начинающего демиурга

Кирилл Кириченко
22 января 2007, 00:00

Создать великую компанию — все равно что создать новый мир и вдохнуть в него жизнь, считают известные специалисты по менеджменту Джим Коллинз и Уильям Лазье. Однако, приступая к этому, следует, по их мнению, ознакомиться с некоторыми стандартными процедурами сотворения миров. Им и посвящена книга «Больше, чем бизнес...», где анализируется опыт выдающихся предпринимателей, которым удалось превратить свои предприятия в «экстраординарные компании, ставшие образцами для подражания».

Казалось бы, как можно совместить рутинность правил и творение? Но у авторов нет сомнений: одно другому не противоречит. Скажем, такая процедура, как формулирование миссии компании. Коллинз с Лазье с ботанической скрупулезностью описывают методику этого процесса: классифицируют типы миссий, моделируют связи миссии с другими строительными блоками великой компании, даже дают рекомендации о технических мелочах — советуют обязательно записывать все варианты формулировок миссии, которые появляются по ходу ее обсуждения. Но начинают они рассуждения об этом непременном, на их взгляд, элементе экстраординарной компании с такого замечания: «Ваша миссия должна быть искренней и настоящей, связанной с чем-то, чего вы действительно хотите и ради чего готовы на личные жертвы». Такой критерий определения правильности формулировок сразу выводит поиски миссии на уровень творческого процесса.

Таким образом — сочетая научную систематизацию и ссылки на психологические основы творчества — авторы рассматривают все пять определенных ими составляющих элементов великих компаний. Но, наверное, их основная заслуга состоит в том, что они раскрывают тайны поддержания их жизни: великие компании не умирают, потому что постоянно обновляются.