Легко ехать под горку

Экономика и финансы
Москва, 22.01.2007
«Эксперт» №3 (544)
Законопроекты, имеющие принципиальное значение для развития отечественного финансового рынка, застряли в межведомственных согласованиях. Между тем недоразвитый рынок — серьезная угроза для экономической и политической стабильности в стране, уверен глава ФСФР Олег Вьюгин

С тем, что главный тормоз развития отечественной экономики — недоразвитость инфраструктуры, сегодня согласны, наверное, все. В полной мере это относится и к инфраструктуре финансового рынка. Между тем важнейшие для этого рынка законопроекты, принятие которых ожидалось в прошлом году, так до сих пор и не поступили на утверждение парламента. Почему так происходит и какими проблемами для отечественной экономики это грозит, мы попытались выяснить у руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина.

— Олег Вячеславович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на фондовом рынке?

— Наш рынок пребывает в стадии тотального роста — увеличиваются индексы, появляются новые эмитенты, расширяется круг инвесторов. Сформировалось ядро российских «розничных» инвесторов (по некоторым оценкам, уже полтора-два процента населения сегодня сознательно вкладывает деньги в покупку акций), качественно изменился состав нерезидентов, работающих с российскими активами. Все это — результат экономических преобразований, заложенных в конце девяностых, в сочетании с положительными для нашей страны факторами развития мировой экономики и глобализации финансовых рынков. Сюда можно отнести сравнительно успешный экономический рост в мире, большую ликвидность мировых финансовых рынков, выгодные в связи с этим для России цены на первичные ресурсы на мировых товарных рынках. И даже если в экономической политике не предпринимать никаких значимых действий, внутренний рост будет продолжаться еще некоторое время. Все это должно вселять оптимизм.

Однако мудрый всегда смотрит далеко вперед. Легко ехать под горку, но когда-нибудь ландшафт изменится и придется идти в гору. Сегодня я бы не сказал, что упомянутые положительные изменения — гарантия появления в России развитого финансового рынка. А мощный финансовый рынок нам необходим, потому что российская экономика достаточно велика, и не дело ей пользоваться аутсорсингом финансовых услуг.

Что нужно для того, чтобы Россия могла претендовать на роль финансового центра прежде всего для своих активов, а потом, возможно, и для активов других стран, в первую очередь стран СНГ? Я бы выделил четыре позиции.

Первое — Россия воспользовалась бы текущей ситуацией на сто процентов, если бы в стране была прозрачная и надежная инфраструктура для совершения операций с ценными бумагами, прежде всего с акциями. Речь идет об инфраструктуре, которая обеспечивает централизованный учет операций с ценными бумагами, поставку против платежа в режиме Т+3, конкурентна с точки зрения затрат инвесторов. Это очевидная тема, мы ее уже поднимали, и свои решения предлагали, и работаем в этом направлении.

Второй, не менее важный момент — для всех участников рынка ценных бумаг должны быть вполне понятны и предсказуемы правовые риски. Которые сводятся, как правило, к тому, насколько эффективно защищаются права собственности судебной системой в отечественной юрисдикции. Эта задачу в целом решить довольно сложно, потому что она связана и с коррупцией, и с вли

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама