Полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин написал книгу о психологии деятельности парламента. Причем это далеко не первая в ряду научных работ на ту же тему, написанных им за последние десять лет. Прежний полпред президента в Думе Александр Котенков увлекался парусным спортом. Косопкин свободное время посвящает исследованиям тех самых процессов, в которые он вовлечен по должности. В этом есть что-то даже конфуцианское: у совершенных чиновников и увлечения — по месту службы.
Четырнадцать лет новейшего российского парламентаризма с депутатскими драками и вечным Жириновским — нечто, мало располагающее к научному анализу. Но это лишь усиливает впечатление конфуцианской невозмутимости. «Внутренний конфликт между депутатом как политиком и депутатом-законодателем, к сожалению, явление типичное», — роняет фразу Александр Косопкин, и этим в его работе практически исчерпывается тема думских скандалов. Хотя, казалось бы, именно ее развития больше всего ждешь от книги, на обложке которой имеются слова «психология» и «парламентского».
Это вообще несколько неожиданный взгляд на парламент. Вместо поля битвы, на котором сталкиваются разные политические, социальные, идеологические силы, причем исход столкновения плохо предсказуем, предстает упорядоченная, ясная, почти лишенная драматизма картина: в таких-то ситуациях у депутатов ведущими выступают такие-то функции, а такие-то парламентские должности требуют таких-то качеств. Тоже вполне по-конфуциански…
И здесь есть хороший повод задуматься: не то в высших эшелонах российской исполнительной власти действительно появляются чиновники, столь неподверженные кипению политических страстей, не то нынешняя безбурная публичная политика, в которой всякий сверчок знает свой шесток, стала казаться нам явлением если и не вечным, то — в русле конфуцианской традиции — очень желательным.