Парламент Киргизии утвердил Азима Исабекова в должности премьер-министра страны, в результате чего президент Курманбек Бакиев сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он двигался к этому почти полтора года. В августе 2005-го на выборах президента Киргизии Бакиев шел в тандеме с Феликсом Куловым, которого обещал назначить премьер-министром в случае своей победы. Такая политическая конфигурация была вынужденной: Феликс Кулов пользуется большой популярностью на севере страны (в отличие от «южанина» Бакиева). Если бы тогда Кулов принял участие в выборах в качестве самостоятельного кандидата в президенты, исход голосования для Бакиева мог оказаться иным.
Обещание Бакиев сдержал, но образованный политический тандем не продемонстрировал командного духа. Не отличалось сплоченностью и правительство Кулова — внутри кабинета сформировалось несколько групп влияния, а первый вице-премьер Данияр Усенов, очевидно, уповая на президента, вступил в открытую конфронтацию со своим непосредственным начальником.
Отношения между Куловым и Бакиевым особенно обострились в связи с поддержкой премьером инициативы Всемирного банка: Киргизии предложили вступить в HIPC (программа оказания помощи бедным странам, имеющим огромные долги). Программа предусматривает списание части внешнего долга Киргизии, который достиг 2 млрд долларов, в обмен на выполнение рекомендаций банка в вопросах управления экономикой. У оппонентов появился повод публично потребовать отставки премьер-министра, «сдавшего страну под контроль США».
Кулов сам облегчил своим противникам решение задачи устранения премьера: в конце прошлого года, видимо, уверовав в надежность «джентльменского соглашения» 2005 года с президентом, он подал в отставку, чтобы инициировать свое переизбрание через парламент в соответствии с новой конституцией страны. Однако депутаты дважды большинством голосов отклонили его кандидатуру. Кулов был уверен, что президент настоит на премьерстве своего союзника, но глава государства квалифицировал упорство депутатов как политический кризис и внес в парламент другую кандидатуру. «Что я могу сказать о человеке, который не сдержал свое мужское слово?» — прокомментировал решение президента Феликс Кулов.

Новым премьер-министром Киргизии стал Азим Исабеков, о котором до недавнего времени знали немногие. С лета прошлого года он возглавлял министерство сельского хозяйства. В правительство его привел Бакиев — десять лет назад Исабеков руководил аппаратом тогда еще губернатора Бакиева и демонстрировал абсолютную преданность своему руководителю. В новой должности, судя по заявлениям Исабекова, он отводит себе роль ведомого. Таким образом, с его назначением на пост премьер-министра Бакиев в дополнение к подконтрольному парламенту получил полностью подотчетное правительство с «техническим» премьером во главе. По сути, в стране завершилась реставрация режима времен первого президента Аскара Акаева, который, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, не смог добиться экономического развития Киргизии и стабилизации в обществе.
Прошедшие полтора года президентства Бакиева не отмечены конструктивными решениями, и в Бишкеке уже слышны призывы недовольных концентрацией власти в одних руках к акциям неповиновения. Угроза может стать особенно серьезной, если недовольных возглавит Кулов. Однако бывший премьер известен тем, что не склонен поддерживать бунты и не раз участвовал в их подавлении. Так что, скорее всего, он вернется к управлению созданной им еще во времена Акаева оппозиционной партией «Ар-Намыс». Дело в том, что по конституции в 2010 году, после очередных парламентских выборов, партия, получившая большинство в парламенте, будет формировать правительство. Таким образом, Феликс Кулов имеет серьезные шансы сформировать правительство и даже занять президентское кресло — его партия при правильном позиционировании может стать главной политической силой в стране.
Впрочем, жизнь богата на варианты, и Кулов вполне может согласиться на какую-нибудь «почетную должность», например посла в России или США, или просто уехать из беспокойной страны в Штаты, где уже давно живет его семья.
Бишкек