Согласно проекту Еврокомиссии, к 2012 году продаваемые в Европе автомобили должны будут выбрасывать в атмосферу не более 120 граммов CO2 на пройденный километр пути. Тех, кто в эту норму не уложится, будут безжалостно штрафовать — такова суть новой европейской экологической политики, которую представил еврокомиссар Ставрос Димас. Порядок наложения штрафов на компании выработают в течение года, за это же время предполагается окончательно определить, как именно будет высчитываться средний показатель выбросов углекислого газа для продукции компаний, производящих одновременно и малолитражные, и представительские автомобили.
Хотя о подобных планах Брюсселя было известно уже давно, обнародованный проект вызвал у европейских автомобилестроителей бурю эмоций. Наиболее остро отреагировали немецкие автогиганты, которые еще в 1998 году — через год после подписания Киотского протокола — добровольно пообещали снизить к 2008 году средний показатель выброса CO2 до 140 граммов на километр пути. Реакция немецких автомобилестроителей объяснима: когда обязательства принимались, они казались выполнимыми, но в последние годы всем стало очевидно, что достичь цели в обозримом будущем вряд ли удастся.
Казалось бы, предложенные Брюсселем нормы не так уж страшны, они соответствуют расходу 5,2 литра бензина, или 5,8 литра дизельного топлива, на сто километров пути. Малолитражкам такое по силам. А что делать производителям представительских и спортивных автомобилей?
Если же ко всему сказанному добавить, что именно немецкие компании традиционно специализируются на производстве таких машин, а также то, что в последние два года спрос на спортивные и представительские модели в Европе, вопреки ожиданиям, существенно вырос, становится понятно, почему главным критиком проекта Еврокомиссии выступает именно германский автопром.
Сегодня из всех немецких компаний требованиям Брюсселя удовлетворяет лишь одна — дочернее предприятие концерна DaimlerChrysler, которое выпускает крохотные автомобили Smart. Средний уровень выбросов CO2 — 116 граммов на километр, что даже несколько ниже нормы. У всех остальных производителей показатели значительно хуже: у автомобилей следующего за Smart производителя — компании Opel — средний выброс составляет 157 граммов на километр пути, а у производящих мощные представительские машины MercedesBenz или BMW — это 186 и 192 грамма соответственно. Хуже всего дела обстоят у Porsche — средний выброс CО2 для машин этой премиум-марки больше 290 граммов.
«Эти питбули наших дорог, потребляющие тридцать, а то и сорок литров бензина на километр, должны облагаться таким налогом на выброс углекислого газа, чтобы их вообще никто не смог купить», — заявил председатель фракции «зеленых» в Европарламенте Даниэль Кон-Бендит. По подсчетам Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), штрафные санкции, которые будут накладываться на производителей «грязных» машин, приведут к удорожанию нового европейского автомобиля в среднем на две тысячи евро.
В абсолютном выигрыше после введения норм окажутся французские производители — Renault и Citroёn, сделавшие ставку на развитие малолитражного модельного ряда. Такие автомобили подорожают не более чем на 150–270 евро. А лучше всего в Европе дела обстоят у FIAT, чьи машины вообще не нарушают новых норм. Неудивительно, что председатель совета директоров компании Porsche Венделин Видекинг уже заявил, не стесняясь в выражениях: «Это просто европейская экономическая война: итальянцы и французы воюют против немецких автопроизводителей».
Справедливости ради стоит заметить, что еврокомиссар Димас сделал все, чтобы посильней насолить немцам. Так, недавно он демонстративно отказался от служебного MercedesBenz S-Klasse, который, по словам комиссара, «производит слишком много углекислого газа», и пересел на японскую Toyota Prius с гибридным двигателем, которая выбрасывает лишь 104 грамма CO2 на километр пути. Обиду немцев усугубляет и то, что все последнее десятилетие власти Германии уделяли вопросам экологии повышенное внимание. Уже много лет немцы платят прямые и косвенные экологические налоги. Средняя стоимость литра бензина в ФРГ составляет 1,21 евро, а дизельного топлива — 1,05 евро за литр при аналогичных средних показателях по ЕС 1,04 и 0,96 евро соответственно. Многомиллионные затраты немецкого правительства на сооружение ветро- и солнечных электрогенераторов заложены в высокую цену, которую платят немецкие потребители электроэнергии, — в среднем частный немецкий потребитель платит за киловатт-час 0,18 евро при европейском уровне цены 0,14 евро. В борьбе за экологию немцы были даже готовы пожертвовать столь любимым скоростным режимом на автобанах и ввести на них ограничение максимальной скорости. Теперь же жители ФРГ чувствуют себя незаслуженно обиженными: хотя они вкладывали в экологию Европы существенно больше денег, чем их соседи, сегодня Брюссель готов фактически ввести санкции против немецкой экономики. Министр экономики Германии Михаэль Глос уже заявил, что новые нормы обойдутся стране в «миллионы рабочих мест», и хотя далеко не все экономисты согласны с таким пессимистичным прогнозом, нетрудно предположить, что немецкий автопром стоит перед самым серьезным вызовом за последнее десятилетие.
Франкфурт-на-Майне