Железно-политическая дорога

Политика
Москва, 12.02.2007
«Эксперт» №6 (547)
В Закавказье продолжается формирование транспортной сети, стратегическая цель создания которой — соединить Запад и Восток в обход России. К построенным нефте- и газопроводам теперь планируется присоединить железную дорогу

В ближайшее время парламенты Азербайджана, Грузии и Турции должны ратифицировать договор о строительстве железной дороги Карс—Ахалкалаки—Тбилиси—Баку (КАТБ), подписанный президентами Михаилом Саакашвили и Ильхамом Алиевым, а также премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Начать реализацию этого проекта общей стоимостью более 420 млн долларов предполагается этим летом, а завершить его — в 2009 году. Через несколько лет после пуска мощность дороги должна достичь 15 млн тонн грузов в год. Чтобы ускорить начало строительства, Азербайджан предоставил Грузии льготный кредит в размере 200 млн долларов сроком на 25 лет для финансирования работ на территории республики.

Участники проекта провозгласили его самым грандиозным со времени строительства нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), способным существенно усилить геополитическую роль региона, принести внушительные дивиденды и содействовать экономическому подъему. Об одном только участники КАТБ предпочли не говорить — о факторе Армении, региональная изоляция которой после ввода железной дороги в эксплуатацию усилится.

Ничего личного, только политика

Армения очень хочет подключиться к железнодорожному проекту соседей, но в нынешней его конфигурации для Еревана места нет — КАТБ проходит мимо Армении. Подключение же республики к транспортной артерии возможно, если не строить в Турции новую дорогу, а использовать уже существующий с советских времен участок Карс—Гюмри. Эта дорога была законсервирована в 90-е годы, когда вспыхнул вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Тогда Турция в знак поддержки Азербайджана закрыла границу с Арменией.

По оценке экспертов, дорога в нормальном состоянии. Движение по ней можно запустить очень быстро, достаточно лишь провести незначительный ремонт. С экономической точки зрения предложение выглядит очень заманчиво — использование дороги Карс—Гюмри с пропускной способностью около 10 млн тонн грузов в год позволило бы Турции не строить в горах ветку до границы с Грузией и сэкономить более 220 млн долларов. Но вмешалась политика, и на миллионы бессмысленно потраченных долларов закрыли глаза. Причем свои политические резоны в пользу КАТБ есть почти у всех непосредственных участников проекта кроме, пожалуй, Грузии и даже сторонних выгодополучателей — США и ЕС, для которых важно получить альтернативные, в обход России, транспортные коридоры в богатую энергоносителями и прочим сырьем Азию и далее в Китай.

Турция. На экспертном уровне Анкара согласна с экономическими доводами Армении: при нормализации отношений, открытии границы и неизбежном в этом случае пуске в эксплуатацию железнодорожной ветки Карс—Гюмри строительство дорогостоящей КАТБ потеряет смысл. Но политическая реальность выглядит несколько иначе: турецко-армянская граница все еще закрыта. Армения требует, чтобы Турция покаялась перед армянами и мировым сообществом в резне, устроенной турками в 1915 году, карабахская проблема не урегулирована.

Азербайджан. Баку, пожалуй, са

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (547) 12 февраля 2007
    Выборы
    Содержание:
    Ожившие выборы

    На предстоящих в марте региональных выборах все будут бороться с «Единой Россией», «Единая Россия» — со «Справедливой Россией», а партии второго ряда еще и друг с другом за выживание

    Обзор почты
    Реклама