Кто поднимет трубку

Русский бизнес
Москва, 19.02.2007
«Эксперт» №7 (548)
Таксофонов в России становится все меньше. Широкое распространение сотовой связи сделало их малоинтересными для потребителей и операторов. Однако у таксофонов есть шанс остаться в строю — и не только благодаря своей социальной значимости

Рынок услуг связи, предоставляемых с терминалов общего доступа, в последние два года стремительно сокращается. По данным аналитической компании iKS-Сonsulting, в 2005 году его объем составлял 1,5 млрд рублей, а в 2006-м — уже 800 млн. Поэтому неудивительно, что таксофонные компании сворачивают свой бизнес. Так, в Саратове от этого вида услуг отказалась «Связь Т-2001». Возможность прекращения таксофонного бизнеса сейчас рассматривает казанский «Таксофон», в сети которого пока находится около 2,5 тыс. терминалов общего доступа. «Владимирский таксофон» поступит так, как решит основной акционер — входящая в холдинг «Связьинвест» межрегиональная компания «ЦентрТелеком», являющаяся держателем 51% акций.

Падение рынка консультант аналитической компании J`son & Partners Кирилл Куренков объясняет растущим уровнем проникновения сотовой связи и изменениями в законодательстве последних лет, в соответствии с которыми оператор таксофонов должен теперь получить отдельную лицензию.

Трафик усыхает

Исторически таксофонным бизнесом операторы связи занимались для того, чтобы выполнить один из пунктов лицензии, согласно которому каждая телекоммуникационная компания обязана 0,5% (в Санкт-Петербурге и Москве операторы добились снижения этого показателя) от своей номерной емкости использовать для установки таксофонов. Особого интереса для операторов этот сервис никогда не представлял. Как рассказали в самарской компании «Самтелеком», в «домобильное» время таксофоны приносили прибыль, но часто становились жертвами вандалов. Хотя проблема вандализма несколько утратила остроту, но и сегодня таксофоны нередко ломают. Например, по данным Министерства информатизации и связи Татарстана, в течение 2006 года таксофонным сетям республики был нанесен ущерб, который составляет примерно 350 тыс. рублей. Технический директор казанской компании «Таксофон» Эльмира Зарипова оценивает эти потери как значительные, хотя они и составляют не более одного процента стоимости всей таксофонной сети республики.

Впрочем, в последние годы операторов больше заботит даже не защита таксофонов от вандалов, а падение трафика. В «Самтелекоме» рассказали, что большинство людей перестало пользоваться городскими таксофонами еще в 2003 году, что и послужило причиной демонтажа ряда аппаратов. В том же году выручка казанской компании «Таксофон» снизилась почти на 30% по сравнению с 2002 годом — с 17 до 12 млн рублей.

Даже если не учитывать расходы на установку и обслуживание оборудования, срок окупаемости одного терминала составляет приблизительно пять лет. Поэтому ряд операторов предпочитал выполнять условия лицензии за счет аутсорсинговых компаний, которых устраивала небольшая прибыль. Подобным образом свой бизнес организовывали «Самарский таксофон», саратовская «Связь Т-2001». «Владимирский таксофон» с 1999 года развивал таксофонные сети на основе инфраструктуры межрегиональной компании «ЦентрТелеком». На данный момент в сети компании работает около тысячи таксофонов местной связи и 221 универсальный те

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (548) 19 февраля 2007
    Речь Путина
    Содержание:
    Ну кому это понравится?

    Российский президент объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Западу пора понять: если он хочет, чтобы Россия была его партнером, следует перестать игнорировать ее интересы

    Обзор почты
    Реклама