Кто поднимет трубку

Василий Каснакин
19 февраля 2007, 00:00

Таксофонов в России становится все меньше. Широкое распространение сотовой связи сделало их малоинтересными для потребителей и операторов. Однако у таксофонов есть шанс остаться в строю — и не только благодаря своей социальной значимости

Рынок услуг связи, предоставляемых с терминалов общего доступа, в последние два года стремительно сокращается. По данным аналитической компании iKS-Сonsulting, в 2005 году его объем составлял 1,5 млрд рублей, а в 2006-м — уже 800 млн. Поэтому неудивительно, что таксофонные компании сворачивают свой бизнес. Так, в Саратове от этого вида услуг отказалась «Связь Т-2001». Возможность прекращения таксофонного бизнеса сейчас рассматривает казанский «Таксофон», в сети которого пока находится около 2,5 тыс. терминалов общего доступа. «Владимирский таксофон» поступит так, как решит основной акционер — входящая в холдинг «Связьинвест» межрегиональная компания «ЦентрТелеком», являющаяся держателем 51% акций.

Падение рынка консультант аналитической компании J`son & Partners Кирилл Куренков объясняет растущим уровнем проникновения сотовой связи и изменениями в законодательстве последних лет, в соответствии с которыми оператор таксофонов должен теперь получить отдельную лицензию.

Трафик усыхает

Исторически таксофонным бизнесом операторы связи занимались для того, чтобы выполнить один из пунктов лицензии, согласно которому каждая телекоммуникационная компания обязана 0,5% (в Санкт-Петербурге и Москве операторы добились снижения этого показателя) от своей номерной емкости использовать для установки таксофонов. Особого интереса для операторов этот сервис никогда не представлял. Как рассказали в самарской компании «Самтелеком», в «домобильное» время таксофоны приносили прибыль, но часто становились жертвами вандалов. Хотя проблема вандализма несколько утратила остроту, но и сегодня таксофоны нередко ломают. Например, по данным Министерства информатизации и связи Татарстана, в течение 2006 года таксофонным сетям республики был нанесен ущерб, который составляет примерно 350 тыс. рублей. Технический директор казанской компании «Таксофон» Эльмира Зарипова оценивает эти потери как значительные, хотя они и составляют не более одного процента стоимости всей таксофонной сети республики.

Впрочем, в последние годы операторов больше заботит даже не защита таксофонов от вандалов, а падение трафика. В «Самтелекоме» рассказали, что большинство людей перестало пользоваться городскими таксофонами еще в 2003 году, что и послужило причиной демонтажа ряда аппаратов. В том же году выручка казанской компании «Таксофон» снизилась почти на 30% по сравнению с 2002 годом — с 17 до 12 млн рублей.

Даже если не учитывать расходы на установку и обслуживание оборудования, срок окупаемости одного терминала составляет приблизительно пять лет. Поэтому ряд операторов предпочитал выполнять условия лицензии за счет аутсорсинговых компаний, которых устраивала небольшая прибыль. Подобным образом свой бизнес организовывали «Самарский таксофон», саратовская «Связь Т-2001». «Владимирский таксофон» с 1999 года развивал таксофонные сети на основе инфраструктуры межрегиональной компании «ЦентрТелеком». На данный момент в сети компании работает около тысячи таксофонов местной связи и 221 универсальный терминал, предоставляющий услуги междугородной и международной связи.

По другому пути пошли «Таттелеком» и «Казанская ГТС»: в 2000 году они учредили предприятие «Таксофон», которое занимается модернизацией и развитием таксофонной сети Республики Татарстан. «Таксофон» подключает свои терминалы общего доступа к сетям всех операторов связи республики, в том числе и сотовой стандартов DAMPS и CDMA-450, и самостоятельно производит эмиссию карт. Однако не все нововведения оказались удачными. В 2003 году, например, была введена еще одна услуга — «вызов за счет принимающей стороны», но эта попытка не удалась — удержать таксофонный трафик на прежнем уровне компания не смогла. В 2005 году оба учредителя «Таксофона» вышли из бизнеса, продав свои доли неизвестному покупателю. С его приходом компания развернула новые направления деятельности, которые призваны компенсировать убытки от эксплуатации таксофонов общего доступа: аутсорсинговый сall-центр, предоставление доступа к интернету, IP-телефонию, справочные и развлекательные услуги на базе телефонной сети.

На дотациях только и держится

И все же у операторов фиксированной связи еще есть мотивы сохранять таксофонное направление, несмотря на снижение доходности и тот факт, что с 2005 года развитие таксофонов стало возможно только при наличии отдельной лицензии. Как пояснил вице-президент по общим вопросам компании «Самтелеком» Игорь Сергеев, таксофоны для его сравнительно небольшого предприятия — это прежде всего возможность собирать трафик на территории присутствия. А крупным операторам таксофоны нужны для того, чтобы протянуть линии связи в отдаленные районы, частично компенсировав свои расходы из госбюджета, говорит Сергей Яковлев, коммерческий директор компании «Старт Телеком» (Москва), принадлежащей группе частных инвесторов.

Госбюджетные дотации оговорены Законом о связи. Таксофонная связь отнесена к «универсальным услугам», оказываемым на всей территории России с помощью таксофонов и узлов общего доступа в интернет и имеющим социальное значение, особенно для отдаленных районов и сел. Закон предусматривает, что оказание «универсальных услуг» должно дотироваться через специальный фонд — так называемый резерв универсального обслуживания, который формируется за счет отчислений всех операторов общедоступной связи. Создание фонда было обусловлено тем, что самостоятельно вкладываться в телефонизацию села операторам невыгодно — только себестоимость установки одного телефонного номера на селе в нынешних ценах составляет более 5,5 тыс. рублей, а размер установочной платы колеблется от 2 до 4 тыс. рублей.

Правда, получить средства из фонда пока удается лишь госкомпаниям (см. таблицу) — они чаще всего становятся победителями профильных конкурсов.

Последние тендеры, в которых участвовали альтернативные операторы связи, в частности «Глобал Телепорт», входящий в группу «Синтерра», и «Старт Телеком», прошли осенью 2006 года. Победили государственные компании, дочерние структуры «Связьинвеста», которым развитая инфраструктура позволяет значительно экономить и, соответственно, запрашивать меньшую, чем предприятиям помельче, компенсацию от государства при установке таксофонов. Так, один из последних конкурсов на оказание «универсальных услуг» связи на территории Мурманской и Псковской областей, а также Республики Карелия, результаты которого были подведены 23 января этого года, выиграла межрегиональная компания «Связьинвеста». Вероятно, учитывая опыт предыдущих тендеров, альтернативные операторы связи даже не стали подавать заявки на участие.

А во «Владимирском таксофоне» практически уверены, что в конкурсе, итоги которого будут подведены в мае, победит их основной акционер и передаст обслуживание терминалов им.

Спасительная связь с заграницей

И все же у таксофонов еще есть шанс стать, по крайней мере, самоокупаемым бизнесом. Сегодня они — доступный и дешевый вариант междугородной и международной связи, интерес к которой у российского потребителя вследствие явного увеличения миграционной подвижности населения постоянно растет. Привлекательным средством дальней связи таксофоны останутся как минимум до тех пор, пока сотовые операторы не обратят внимание на рынок дальней связи и не снизят тарифы до приемлемого для массового потребителя уровня.

Возникшей паузой и пытаются воспользоваться операторы стационарной связи, в ведении которых находится таксофонный бизнес. С этой целью крупные участники рынка выпускают карты оплаты междугородной и международной связи. Московская городская телефонная сеть (МГТС, входит в АФК «Система»), скажем, предлагает карты, которые используются операторами связи в девяти регионах России. Среди них — «Самтелеком» в Самаре, «Комстар» в Сочи и «Метроком» в Санкт-Петербурге.

Более успешным, однако, может оказаться другой проект. «Национальная таксофонная сеть» (НТС), основным акционером которой является компания «Мобильные телекоммуникации» (дочерняя структура «Связьинвеста»), разработала единую для России таксофонную карту (ЕТК). НТС уже создала необходимую инфраструктуру продвижения карт на рынок, и, как сказал директор по маркетингу и продажам компании Алексей Ярохнович, с 1 января 2007 года появилась возможность использовать ЕТК в таксофонах на всей территории страны. Карта отсутствует лишь в двух-трех регионах, где климатические условия не позволяют пользоваться таксофонами, таких как Якутия. С марта этого года первые 200 таксофонов МГТС начнут принимать ЕТК «Национальной таксофонной сети».

Самара