Моя позиция остается неизменной

Глава ОАО РЖД считает, что из всех программ, принятых правительством, программа реформы железнодорожной отрасли оказалась наиболее успешной

С точки зрения реформирования железнодорожной отрасли прошлый год стал для «Российских железных дорог» годом вынужденных компромиссов. Руководство компании настаивало на выделении из состава РЖД дочерней Грузовой компании уже в 2006 году. Саму эту идею правительство принципиально не отвергло, но под давлением чиновников окончательное решение было отложено. В реформе пассажирских перевозок, пока приносящих компании одни убытки, удалось продвинуться дальше. В бюджете 2007 года запланирована частичная компенсация потерь РЖД от социальных перевозок в размере 10,9 млрд рублей. Однако эта сумма покрывает лишь 40% убытков. Полномасштабного бюджетного финансирования социальных пассажирских перевозок (а следовательно, и возможности построить реально действующую бизнес-модель в пассажирском комплексе) железнодорожникам придется ждать еще как минимум два-три года.

О том, как менеджмент компании видит перспективы реформ на железнодорожном транспорте, в интервью «Эксперту» рассказывает президент ОАО РЖД Владимир Якунин.

Реформирование делением

— Реформа российской железнодорожной отрасли вышла на финишную прямую. Уже сейчас частные компании работают практически во всех сегментах рынка — начиная с перевозок пассажиров и грузов и заканчивая ремонтом техники в депо. А как вы лично оцениваете результаты реформы отрасли и работу РЖД в новых условиях?

— Из всех программ, принятых нашим правительством, программа реформы железнодорожной отрасли оказалась, пожалуй, наиболее успешной. И это объективная оценка. Меня трудно заподозрить в лести, самому себе я льстить не привык. Результаты работы отрасли в прошлом году — лучшие за последние пятнадцать лет. Мы ставили перед собой цель повысить рентабельность компании. И мы смогли по итогам года увеличить ее почти в два с половиной раза (результаты деятельности РЖД в 2006 году см. на графике 1 и графике 2. — «Эксперт»). Это существенный прирост, учитывая размеры нашей компании и объем бизнеса. Мы справились с задачами обеспечения потребностей экономики страны в перевозках грузов и пассажиров. При этом прибыль РЖД превысила плановый показатель вдвое. И это результат системной работы. Он показывает, что те направления реформирования, которые определило правительство, оказались правильными.

— Что дальше?

— Наступил третий этап реформирования, когда мы реально выделяем виды бизнеса, обсуждаем проблему формирования целевой модели рынка, говорим о выходе на фондовый рынок наших «дочек». Это очень сложный процесс, потому что он уже сегодня затрагивает существенные материальные и финансовые интересы многих участников рынка.

— Ключевой момент третьего этапа реформы — выделение из РЖД бизнеса по перевозке грузов. Изначально предполагалось, что он будет передан в одну новую структуру — Грузовую компанию РЖД. Но Минтранс решил, что грузовых компаний должно быть две. И вы заявили, что такой вариант тоже может быть реализован. Почему ваша позиция изменилась?

— Мы поставили перед собой задачу, которая сформулирована в лозунге «Новой России

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (548) 19 февраля 2007
    Речь Путина
    Содержание:
    Ну кому это понравится?

    Российский президент объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Западу пора понять: если он хочет, чтобы Россия была его партнером, следует перестать игнорировать ее интересы

    Обзор почты
    Реклама