Воды подземелья

Наука и технологии
Москва, 19.02.2007
«Эксперт» №7 (548)
Последние эксперименты ученых подтверждают гипотезу о существовании в недрах Земли чудовищного количества гидроксильных групп, в несколько раз превышающего количество воды в Мировом океане

В начале февраля в новостных лентах появилось сообщение: профессор сейсмологии Вашингтонского университета (Сент-Луис) Майкл Вайсешшен на пару со своим бывшим студентом-дипломником Джессом Лоуренсом обнаружили внутри земной мантии на глубинах около 1200–1400 километров огромные запасы воды, по объему сопоставимые с Северным Ледовитым океаном. Любители современной науки тут же принялись на все лады обсуждать это удивительное открытие на специализированных интернет-форумах. Для одних (закоренелых креационистов) оно стало отличным поводом для того, чтобы еще раз напомнить оппонентам (закоренелым агностикам) о библейском Всемирном потопе: вот, мол, вам важнейшее научное свидетельство в пользу того, что это полулегендарное событие действительно имело место в мировой истории (теперь наконец понятно, куда потом ушли все эти «водные хляби»); другие дружно торжествовали: вот, мол, вам, консерваторам-мейнстримовцам, ключевой аргумент, подтверждающий абиотическое (неорганическое) происхождение углеводородов: на самом деле нефть и иже с ней образуются из смеси воды и минералов внутри Земли, а не из каких-то там ископаемых окаменелостей.

Попытаемся включиться в этот нестройный хор комментаторов и мы. Правда, сразу же сделаем несколько оговорок. Во-первых, мы, от греха подальше, вообще не станем затрагивать щекотливую библейскую тему. И во-вторых, мы вынуждены откреститься от научных маргиналов: от открытия Вайсешшена—Лоуренса теория сугубо органического происхождения углеводородов никоим образом не пострадала.

Трудноуловимый элемент

Одна из уникальных особенностей нашей планеты состоит в том, что на ее поверхности присутствует вода в виде жидкости. До сих пор астрономам еще не удалось найти планет-аналогов, обладающих жидкой водной субстанцией, ни в Солнечной системе, ни за ее пределами.

Вода контролирует практически все ключевые биологические и геологические процессы, происходящие на Земле: без воды на нашей планете почти наверняка не возникла бы жизнь, основанная на углероде; с геологической точки зрения вода напрямую влияет на вулканическую активность, накопление осадочных пород, тектонику различных минералов и т. д.

Однако, несмотря на столь важную роль воды для нашей планеты, ее ключевой компонент, водород, — самый трудноуловимый элемент в составе Земли. Современная наука не в состоянии пока подсчитать, сколько водорода содержится в гидратированной океанической коре и в верхней литосферной мантии, в переходной зоне (на глубинах 410–660 км) и в нижней мантии, не говоря уже о земном ядре: разброс в различных оценках общего количества водорода внутри Земли достигает одного порядка.

Немногим больше ясности и в вопросе о происхождении водорода (а следовательно, и воды) на нашей планете: то ли оно было эндогенным, то есть накапливание водорода происходило непосредственно в процессе первичного сбора протопланетного вещества в Солнечной системе, то ли экзогенным, то есть водород был принесен позднее из околоземного пространства различными Н-обогащенными кометам