Время разбрасывать камни

Политика
Москва, 19.02.2007
«Эксперт» №7 (548)
Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном, ратифицированный Госдумой, очевидно противоречит политике, на основе которой Кремль все последние годы выстраивал отношения между центром и субъектами федерации. Однако в этом решении есть и своя логика

В 90-х почти все субъекты федерации подписали договоры о разграничении полномочий — сегодня ту ситуацию принято называть «парадом суверенитетов, угрожающим распадом страны». Когда же речь заходит о достижениях нынешней власти, то едва ли не первым делом говорят о прекращении этого «парада» и «восстановлении единства России». И действительно, Путин с самого начала повел последовательную политику, направленную на ограничение самостоятельности регионов и региональной власти. Первый шаг сделан в 2000 году, когда были созданы семь федеральных округов, проведена реформа Совета Федерации (раньше он состоял из губернаторов и глав региональных заксобраний). В последующие два года — унификация законодательств и приведение их в соответствие с федеральными законами. В 2003-м приняты поправки к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», которые денонсировали все договоры о разграничении полномочий. Все эти действия были восприняты и обществом, и элитой с самым живым одобрением и стали одной из точек общественного консенсуса (чего не скажешь про завершающие реформу изменения в «порядке выборов глав субъектов федерации»).

И вдруг Россия заключает особый договор с Республикой Татарстан, причем вносит его в Думу президент, а ратификация проходит при абсолютной поддержке «Единой России». Все это выглядит настолько странно, что требует отдельных объяснений.

Действительно, в 90-е годы многие субъекты федерации имели специальные договоры о разграничении полномочий с федеральным центром. Однако и тогда ситуация с Татарстаном была особой. В 1992 году Татарстан (так же как и Чечня) отказался подписывать Федеративный договор, а в 1993-м не участвовал в принятии Конституции РФ. Статус же Татарстана как субъекта Российской Федерации был закреплен только в 1994 году в результате подписания договора о разграничении полномочий. Этот договор, подписанный Ельциным и Шаймиевым, был бессрочным и давал Татарстану очень широкую самостоятельность как в экономической, так и в политической сфере. Когда в 2003 году этот договор был денонсирован, в правовом статусе Татарстана как субъекта РФ возникла юридическая неопределенность. Тогда же был введен двухлетний срок, в течение которого необходимо было выработать новый договор (до истечения этого срока действовал старый). Переговоры начались уже в 2004 году. Представители Татарстана пошли на большие уступки, однако в вопросах о недропользовании и языке настаивали на особых условиях. Процесс согласования затянулся, и многие наблюдатели посчитали, что всю эту историю с договором решено «замотать». Однако в конце прошлого года Путин принял политическое решение — частично пойти на уступки Татарстану и подписать договор.

О причинах этого решения высказываются самые разные предположения — от подарка Шаймиеву на 70-летие до «платы за обеспечение правильного голосования Татарстана на думских и президентских выборах». Однако, говоря об особом положении, в котором оказался Татарстан, сто

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (548) 19 февраля 2007
    Речь Путина
    Содержание:
    Ну кому это понравится?

    Российский президент объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Западу пора понять: если он хочет, чтобы Россия была его партнером, следует перестать игнорировать ее интересы

    Обзор почты
    Реклама