Менеджер, ты меня уважаешь?

Русский бизнес
Москва, 19.02.2007
Профсоюз российского завода «Форд» провел четвертую за полтора года забастовку. Рабочему движению такое упорство, безусловно, делает честь, а вот для администрации это в первую очередь повод задуматься, для чего нужен менеджмент

В полночь 14 февраля рабочие завода «Форд Мотор Компани» (ФМК) во Всеволожске начали полную бессрочную забастовку. Пресса и общественное мнение признали событие беспрецедентным для России. И хотя это не совсем так — у нас периодически бастуют и в частных, и в государственных компаниях, уникальность ситуации налицо. Дело в том, что забастовочное движение на предприятии развивается по нарастающей вот уже второй год. Сначала рабочие хотели повышения зарплаты — и частично добились его, проведя три забастовки разной «степени тяжести». Теперь они обвиняют администрацию в несоблюдении норм охраны труда и требуют подписания коллективного договора. И на компромиссы, предлагаемые администрацией, как раньше, не идут. Только после того как забастовка продлилась сутки, а предприятие недосчиталось нескольких миллионов долларов, администрация дала согласие на содержательные переговоры, которых рабочие тщетно добивались в течение ряда месяцев. На момент сдачи номера забастовщики приостановили «боевые действия», у конфликта появился шанс быть разрешенным.

Впрочем, есть сомнение в том, что очередное перемирие решит проблему. Где гарантии, что подобное больше не повторится? В тексте коллективного договора? Мнения наблюдателей разделились. Одни с энтузиазмом потирают руки, предвкушая формирование «настоящего» профсоюзного движения в России, как на Западе: там «цивилизованные забастовки» дело обычное, и эскапада фордовского профсоюза может со временем превратиться в российскую тенденцию. Особенно если рабочие победят. Другие смотрят на происходящее свысока, полагая, что их самих подобное не коснется. И дают советы руководству «Форда». Кто рекомендует как следует платить рабочим, которые, как известно, получают несравнимо меньше братьев-фордовцев в других странах. Кто же, напротив, советует держать пролетариат в строгости и ни в коем случае не баловать.

На наш взгляд, ни одна из этих позиций не является удовлетворительной. Приветствовать противостояние труда и капитала в наше время по меньшей мере старомодно. Но несерьезно и считать, что ситуация, подобная сложившейся на «Форде», больше нигде не повторится. Во-первых, его опыт уже показал: ни кнут, ни пряник толком не помогают. Во-вторых, даже беглый опрос предприятий автомобильной отрасли свидетельствует, что некая волна активности российских профсоюзов, которая пока что робко дает о себе знать, может при определенных условиях, включая банальный обмен опытом с «революционерами», набрать силу. И кому это надо? Точно не акционерам и не менеджерам компаний.

Для того чтобы как можно меньшему числу руководителей пришлось вскоре проходить уроки «Форда», надо наконец разобраться, что на самом деле происходит на заводе во Всеволожске. Чего хотят рабочие. И чего не могут менеджеры.

Из Бразилии с амбициями

«Они нас пока не боятся, а зря», — обещают всеволожские забастовщики. Грозой администрации, однако, профсоюз «Форда» стал не сразу. Почти три года после запуска завода в июле 2002 года небольшая группа людей тихо-мирно орган

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (548) 19 февраля 2007
    Речь Путина
    Содержание:
    Ну кому это понравится?

    Российский президент объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Западу пора понять: если он хочет, чтобы Россия была его партнером, следует перестать игнорировать ее интересы

    Обзор почты
    Реклама