Интеллектуальный маргарин

Русский бизнес
Москва, 26.02.2007
«Эксперт» №8 (549)
Отечественный производитель масложировой продукции компания «Эфко» меняет свою стратегию: распродает непрофильные активы и концентрируется в наиболее прибыльных нишах спецпродуктов для пищевой отрасли

«Мы стали акционерами нескольких колхозов, привлекли материальные ресурсы, технику, удобрения, дали возможность самореализации…. Но работа не пошла. Тогда пригласили социологов, чтобы прояснить — как мотивировать крестьян, что им предложить… Результаты исследования привели меня в состояние близкое к истерике — оказалось, что мотивировать этих людей нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме, 28 процентов не видят необходимости в душе, 35 процентов — в легковом автомобиле и т. д… Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели». Это выдержки из интервью генерального директора компании «Эфко» Валерия Кустова корреспонденту «Эксперта» в 2002 году (см. «Что подумает сосед Василий?»). Они демонстрируют, какую гигантскую работу пришлось проделать компании, чтобы наладить работу сельскохозяйственного подразделения холдинга, — после социологов вызывали психологов, изучали каждого жителя деревень под микроскопом и все-таки выработали верную тактику работы и наладили сельхозпроизводство.

Теперь вся эта работа осталась в прошлом — компания «Эфко» объявила о том, что продает свои сельскохозяйственные активы и молочные перерабатывающие предприятия — 20 колхозов в Белгородской области и 2 молочных завода. Теперь компания намерена сосредоточиться на производстве потребительских товаров (бутилированное растительное масло и майонез) и стать лидером в области производства специализированных жиров для кондитерской и молочной отрасли.

Натуральное хозяйство

Колхозы «Эфко» приобрела в 1995–1996 годах от безысходности: компания намеревалась заниматься производством масложировой продукции, но были проблемы с сырьем. «Сельское хозяйство тогда в стране практически развалилось, семена подсолнечника для завода просто негде было купить», — вспоминает Владислав Романцев, директор по маркетингу и продажам «Эфко». Вместе с землей компании достались и молочные фермы. С полученным молоком нужно было что-то делать — так появились молочные перерабатывающие предприятия. Таким же образом возникали и другие подразделения: проектно-строительное (когда понадобилось построить новые цеха), деревообрабатывающее производство, производство оконных и дверных профилей и пр. Затем, для того чтобы повысить качество семенного материала, на базе некоторых колхозов образовали семеноводческие хозяйства.

Финансовая успешность всех этих проектов на протяжении лет была разной. Сельскохозяйственное направление, например, так и не стало приносить серьезной прибыли. «Сейчас трудно оценить точный объем инвестиций, вложенных в сельскохозяйственные проекты за десять лет, но можно сказать, что доходность этого направления находилась где-то возле точки безубыточности», — говорят в компании. А вот в проектном подразделении (разработка проектов для строительства масложирового производства) рентабельность, по словам Романцева, достигает 100%.

Эффективность в концентрации

Сегодня ситуация как на рынке, так и в самой компании сильно поменялась. «

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (549) 26 февраля 2007
Банк развития
Содержание:
Шанс не зарыть деньги

Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990-х — начала 2000-х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех

Обзор почты
Реклама