«Мы стали акционерами нескольких колхозов, привлекли материальные ресурсы, технику, удобрения, дали возможность самореализации…. Но работа не пошла. Тогда пригласили социологов, чтобы прояснить — как мотивировать крестьян, что им предложить… Результаты исследования привели меня в состояние близкое к истерике — оказалось, что мотивировать этих людей нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме, 28 процентов не видят необходимости в душе, 35 процентов — в легковом автомобиле и т. д… Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели». Это выдержки из интервью генерального директора компании «Эфко» Валерия Кустова корреспонденту «Эксперта» в 2002 году (см. «Что подумает сосед Василий?»). Они демонстрируют, какую гигантскую работу пришлось проделать компании, чтобы наладить работу сельскохозяйственного подразделения холдинга, — после социологов вызывали психологов, изучали каждого жителя деревень под микроскопом и все-таки выработали верную тактику работы и наладили сельхозпроизводство.
Теперь вся эта работа осталась в прошлом — компания «Эфко» объявила о том, что продает свои сельскохозяйственные активы и молочные перерабатывающие предприятия — 20 колхозов в Белгородской области и 2 молочных завода. Теперь компания намерена сосредоточиться на производстве потребительских товаров (бутилированное растительное масло и майонез) и стать лидером в области производства специализированных жиров для кондитерской и молочной отрасли.
Натуральное хозяйство
Колхозы «Эфко» приобрела в 1995–1996 годах от безысходности: компания намеревалась заниматься производством масложировой продукции, но были проблемы с сырьем. «Сельское хозяйство тогда в стране практически развалилось, семена подсолнечника для завода просто негде было купить», — вспоминает Владислав Романцев, директор по маркетингу и продажам «Эфко». Вместе с землей компании достались и молочные фермы. С полученным молоком нужно было что-то делать — так появились молочные перерабатывающие предприятия. Таким же образом возникали и другие подразделения: проектно-строительное (когда понадобилось построить новые цеха), деревообрабатывающее производство, производство оконных и дверных профилей и пр. Затем, для того чтобы повысить качество семенного материала, на базе некоторых колхозов образовали семеноводческие хозяйства.
Финансовая успешность всех этих проектов на протяжении лет была разной. Сельскохозяйственное направление, например, так и не стало приносить серьезной прибыли. «Сейчас трудно оценить точный объем инвестиций, вложенных в сельскохозяйственные проекты за десять лет, но можно сказать, что доходность этого направления находилась где-то возле точки безубыточности», — говорят в компании. А вот в проектном подразделении (разработка проектов для строительства масложирового производства) рентабельность, по словам Романцева, достигает 100%.
Эффективность в концентрации
Сегодня ситуация как на рынке, так и в самой компании сильно поменялась. «Эфко» вырабатывает новую стратегию развития и ставит новую задачу — продать потерявшие свою актуальность непрофильные активы (прежде всего сельскохозяйственные — собственные колхозы производили лишь 5% сырья для компании) и сконцентрироваться на наиболее перспективных и доходных нишах.
«В осознании себя и формировании четкой стратегии нам много дала Bunge, когда стала нашим акционером полтора года назад, купив 25 процентов акций, — рассказывает Владислав Романцев. — Прямого совета избавляться от непрофильных активов не было, но был совет — концентрироваться на чем-то. Сегодня все главные конкурентные преимущества у крупных компаний, имеющих большие доли на своих рынках, — это большие производственные активы. Эффект синергии всегда придает производству дополнительную эффективность. Для того чтобы конкурентоспособным и успешным было сельскохозяйственное направление, нам надо было развивать его дальше: наращивать посевные площади, заниматься производством и других зерновых (необходимых для севооборота), а дальше — строить элеваторы и становиться полноценным игроком зернового рынка. Зачем идти в новую для нас нишу, где уже много сильных игроков? Отсюда логичное решение — продавать».
От различных вспомогательных направлений компания начала потихоньку избавляться еще в прошлом году — продала деревообрабатывающий цех, производство оконных профилей. К сегодняшнему дню также завершены сделки по продаже восьми сельхозпредприятий. Часть из них куплена зерновым холдингом «Разгуляй» и сельскохозяйственным «Русагро». Один из молокозаводов продан работающему в молочной отрасли холдингу «Тульчинка» (Украина). К середине 2007 года в компании планируют продать оставшиеся активы. Из всех сельхозактивов компания оставит себе лишь семеноводческие предприятия, которые послужат экспериментальной базой по выведению новых сортов и улучшению характеристик масличных семян — то есть у компании остаются инструменты влияния на качество сырьевой базы.
Спецжиры с высокой маржей
Наиболее перспективной нишей для концентрации своих усилий в «Эфко» считают производство специализированных жиров для молочной, кондитерской и хлебобулочной промышленности (заменители молочного жира, масла какао и другие). Продукты широкого потребления — майонез и растительное масло, занимающие примерно половину портфеля по оборотам, — по-прежнему важное для компании направление, но у спецжиров есть дополнительные преимущества. Они не только более рентабельны, чем простые маргарины (15 против примерно 5%), но и являются высокотехнологичными, «интеллектуальными» продуктами, которые трудно скопировать. Процесс производства заменителей различных жиров из растительного масла довольно сложен, состоит из многих стадий, а качество конечного продукта зависит от множества факторов, включая рецептуру, температурные режимы и проч. А спрос на заменители, которые позволяют снизить цену конечного продукта и продлевают срок его хранения, в сегодняшней пищевой промышленности очень высок. Имеющиеся у «Эфко» производственные мощности по спецжирам (около 10 тыс. тонн в месяц) не справляются со всеми заказами клиентов, дефицит составляет 5–7 тыс. тонн в месяц. Поэтому летом прошлого года «Эфко» объявила о строительстве нового завода по производству спецжиров в Тамани (Краснодарский край), а также портового терминала, на который будет прибывать основное сырье — пальмовое масло из Индонезии и Малайзии. Проектная часть работ завершается, строительство завода мощностью 40 тыс. тонн в месяц планируется закончить в 2008 году. Объем инвестиций в этот проект — порядка 100 млн долларов, из них 25–30% — собственные средства компании. «Эфко» не исключает возможности привлечения стратегического партнера для строительства портового терминала — это может быть Bunge или любой другой зерновой холдинг.
Российский рынок спецжиров компания сегодня оценивают в 30–35 тыс. тонн в месяц, а свою долю в этом сегменте — примерно в 20% (10% — заменители масла какао и 40% — заменители молочного жира). Кроме «Эфко» на рынке работают еще несколько крупных масложировых холдингов: НМЖК (Нижний Новгород), «Солнечные продукты» (Саратов), «Союз» (Санкт-Петербург», МЖК «Евдаково». Около 10% рынка занимают импортные продукты (еще несколько лет назад они безусловно доминировали). В прошлом году «Союз» и «Солнечные продукты» объявили о дополнительных инвестициях в производство кондитерских жиров и в модернизацию и расширение мощностей — это еще больше ужесточит конкуренцию внутри российского рынка. Поэтому свои основные интересы «Эфко» связывает с рынком СНГ (Прибалтика, Казахстан, Украина), где, по оценкам компании, потребляется 100–120 тыс. тонн спецжиров в месяц. Сейчас там продается в основном импортная продукция. «Эфко» же намерена предложить продукт сопоставимого качества по лучшей цене плюс дополнительный сервис, который зарубежные поставщики не предлагают, — разработку уникальных рецептур, технологическую помощь специалистов компании. «Мы довольны сотрудничеством с “Эфко”, — говорит Сергей Малодушный, управляющий директор по производству и логистике кондитерского объединения “СладКо”, — и даже намереваемся его расширить. Надеемся, что с вводом терминала в Тамани компания “Эфко” сможет сократить свои логистические издержки и станет более конкурентоспособной на рынке южных регионов, где у нее пока нет производственных мощностей». Своим видением рынка спецжиров поделились в агропромышленном предприятии «Алев», производящем молочную продукцию, сыры, спрэды: «За многие годы работы со спецжирами мы успели изучить практически все продукты, которые предлагаются на российском рынке, как местные, так и импортные, — рассказывает Александр Ивлев, генеральный директор “Алев” — Качество российских продуктов значительно повысилось за последние годы, но все же главная проблема местных производителей — нестабильность качества продукта. Поэтому мы предпочитаем работать с теми компаниями, которые контролируют всю технологическую цепочку — от переработки семян масличных культур до производства жира. Среди таких компаний выделяется “Эфко” — качество ее продуктов у наших технологов не вызывает никаких нареканий, эти продукты ничем не хуже импортных, а кроме того, компания предлагает дополнительно маркетинговые услуги: изучает наши рынки, рекомендует новые ниши, разрабатывают рецептуры для новых продуктов. Один из таких продуктов мы сейчас собираемся запускать в производство».
Надо отметить, что основные конкуренты, как «Союз», так и НМЖК, тоже говорят о работе над качеством и дополнительном сервисе для своих клиентов, но в «Эфко» считают, что имеют серьезную фору. «Мы начали работу над спецжирами около пяти лет назад и в первый год испытывали серьезные проблемы с качеством. Нам потребовалось много усилий и времени, чтобы разработать по-настоящему качественные продукты, а оборудование у нас даже более современное и продвинутое, чем у европейских производителей — ведь завод был построен и оснащался позже остальных. Даже если наши конкуренты сейчас усилят работу в этом сегменте, им понадобится несколько лет, чтобы пройти весь путь и наработать тот опыт, которым мы уже обладаем», — уверен г-н Романцев.