Мифы о коррупции

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
26 февраля 2007, 00:00

Мы привыкли к тому, что, во-первых, коррупция — это безусловное и вневременное зло. И что, во-вторых, есть цивилизованные страны, где это зло загнано в подполье и жестоко карается, а есть нецивилизованные, где коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет. В число последних, по мнению цивилизованного мира, попадает и Россия. Авторы данного сборника пытаются показать, что ситуация значительно более сложная и неоднозначная. Что моралистский подход ничего не объясняет и не помогает понять. Они показывают, что европейско-центрированное восприятие и самой коррупции, и ее состояния за пределами старой Европы основано на нескольких мифах, которые сами по себе требуют отдельного изучения и анализа.

Отметим некоторые из них. Первый: в странах второго и третьего мира коррупции больше, чем в странах первого. Один из авторов пишет, что в то время как тайные гонорары за правительственные контракты на снабжение в современной Бирме называют коррупцией, подобные вещи в Англии XIX века таковой не считались. Хотя за прошедшие десятилетия эта «грубая» практика просто была заменена в странах первого мира «утонченными» методами политического лоббирования. Другой миф: рейтинги коррупции, составляемые западными исследовательскими центрами, отражают реальность. На самом деле в большинстве случаев они отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько обеспокоенность людей этим явлением и взаимовлияние экспертных оценок.

Наконец, антикоррупционная деятельность зачастую становится не столько борьбой с коррупцией как таковой, сколько разновидностью идеологической практики, используемой различными политическими силами вне и внутри тех или иных стран для достижения своих целей. Как замечает один из авторов сборника, хотя реальность существования коррупции в большинстве случаев не вызывает сомнения, эта уверенность покоится на таких же основаниях, что и колдовство, — на иррациональной вере, что она есть. В общем, прежде чем бороться с великанами, надо убедиться, что это не ветряные мельницы.