На прошлой неделе в Москве открылась 2-я Биеннале современного искусства. Сказать точнее — публике предъявлена часть проектов, составивших программу этого события. Остальные проекты будут открываться в течение всего месяца, пока биеннале не оккупирует все столичные выставочные площадки.
Что касается площадок, то в этом году современному искусству придется очередной раз сдать экзамен на способность обживать ни к чему не приспособленные пространства. Если в прошлом году несколько важных экспозиций располагались в зданиях, закрытых на реконструкцию, то сегодня экспозиционные пространства расположились на стройплощадках: в недостроенном новом корпусе ЦУМа и башне «Федерация», которая возводится в районе Москва-Сити. Там показывают свои проекты известные кураторы Яра Бубнова («История в настоящем времени» — о месте Восточной Европы в современном мире), Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи («После всего» — о том, как жить, если ничего великого впереди не светит) и Николя Буррио («Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов» — критика капиталистической экономики, мира торговых марок и логотипов). Соседство подъемных кранов, торчащей в разные стороны арматуры и общество строительных рабочих из ближнего и неближнего зарубежья воспринимается как самостоятельный перформанс, вполне согласующийся с темой биеннале — «Примечания: геополитика, рынки, амнезия».

Впрочем, тему нынешней биеннале (как и других подобных форумов) не стоит воспринимать слишком всерьез. Замысловатость, допускающая множество интерпретаций и рассматриваемая кураторами как отправной пункт для размышлений, на самом деле является поводом показать как можно больше всего разного. В этот раз «разное» искусство приехало из тридцати пяти стран. Среди авторов много художников молодых и никому не известных. Их работы, очевидно сулящие открытия, дополнены произведениями знаменитых мэтров, в том числе Дарена Алмонда («Если бы ты был рядом» на «Винзаводе»), Луки Панкрацци («1:1» в галерее «Зураб»), Мэтью Барни и наших Виталия Комара и Александра Меламида («Выбор народа» в Третьяковке на Крымском Валу). Одним из сюрпризов биеннале будет выставка работ Йоко Оно. Но когда и где она откроется, пока не знает никто. Или комиссар биеннале Иосиф Бакштейн лукавит, скрывая от публики место и время, проявляя хитрость, достойную настоящего геополитика, в стремлении поддерживать интерес к гигантской машине биеннале на протяжении целых двух месяцев.