Конец сверхприбыли

12 марта 2007, 00:00

Редакционная статья

Все складывается как нельзя лучше. Очень хорошо, что уровень в 2000 пунктов так и остался непокоренной вершиной для индекса РТС — китайский кризис произошел как раз вовремя, чтобы несколько остудить российских инвесторов. Ведь в последний год на отечественном фондовом рынке отчетливо начал формироваться пузырь, а пузыри сегодня российской экономике совсем не нужны.

Избыток горячих денег при недостатке денег длинных — не самое лучшее сочетание для развивающейся экономики. Продолжи индекс РТС расти, и высокая прибыльность спекулятивных вложений в акции негативно повлияла бы на интерес капитала к прямым инвестициям в реальный сектор. Нынешняя коррекция наглядно показала, что гарантированных высоких прибылей на российском фондовом рынке в ближайшее время не будет. Как, впрочем, не будет их и на зарубежных фондовых рынках — мировая экономика не в той фазе развития, когда без оглядки можно вкладывать деньги в акции. Поэтому можно подумать о точечных вложениях в наиболее недооцененные акции компаний второго эшелона, а еще лучше — о вложениях в реальные проекты. Ибо в периоды высокой волатильности на рынке второй эшелон — тоже не самый надежный инструмент приумножения капитала.

В целом ситуация на рынках для российской экономики складывается оптимальная. Сырье: цены не слишком высокие, но все-таки достаточно высокие для того, чтобы обеспечить стране комфортный внешнеторговый режим, но не дать экономике перегреться (даже если сырьевые цены еще несколько упадут, для экономики будет только лучше). Недвижимость: ажиотажный бум сошел на нет, гарантированных сверхприбылей для всякого, кто договорился с муниципальными чиновниками и начал рыть котлован, на этом рынке больше не будет. Акции: доходность сообразно риску. Потребительские рынки: инфляция, по крайней мере в официальной трактовке, уверенно снижается.

В такой ситуации российская экономика получает возможность развиваться более гармонично, чем в последние годы, во время чудовищного роста сырьевых доходов. Но чтобы эту возможность реализовать в полной мере, требуется соблюсти несколько существенных условий.

Во-первых, компании должны быть уверены в том, что потребительский спрос будет продолжать расширяться (особенно это важно для регионов). Без этого трудно ожидать серьезного увеличения частных инвестиций в конечные отрасли и тем более в смежные с ними направления — от переработки первичного сырья до машиностроения (в расчете на рост спроса со стороны производителей конечной продукции). Во-вторых, требуются очень серьезные вложения в развитие инфраструктуры. Потому что, как мы не раз уже писали, слабость инфраструктуры — энергетика, транспорт, ЖКХ — накладывает серьезные структурные ограничения на рост российской экономики, провоцирует рост издержек и инфляции, делает для новых компаний выход на рынок слишком дорогим. В-третьих, необходимо существенно ограничить возможности бюрократии произвольно влиять на экономические и бизнес-процессы. Сегодня бюрократия — пожалуй, важнейший фактор, ограничивающий конкуренцию на российских рынках. Именно он во многом сдерживает выход на рынок новых игроков и новых технологий, мешает развитию социально значимого малого бизнеса, мешает росту конкурентоспособности российской экономики.

Вряд ли стоит ожидать, что по всем этим трем направлениям в ближайшие годы удастся добиться всех желаемых результатов. Однако даже просто серьезные подвижки по каждому из них могут качественно изменить и российскую экономику, и российское общество.