Попробуй увези

Русский бизнес
Москва, 12.03.2007
«Эксперт» №10 (551)
Почти полтора миллиарда долларов просят из Инвестфонда администрация Красноярского края и правительство Республики Тыва на строительство железной дороги в Туве. Экономике дотационной республики этот проект придаст серьезный импульс к развитию, хотя и не решит всех проблем

Новый претендент на деньги Инвестфонда появился 1 марта, когда губернатор Красноярского края Александр Хлопонин объявил, что тувинские и красноярские власти подадут заявку на строительство железнодорожной ветки Кызыл—Курагино летом 2007 года. Необычность ситуации в том, что тот же самый проект уже был одобрен комиссией по инвестиционным проектам — осенью 2006 года, правда, с оговоркой. Заявитель проекта Енисейская промышленная компания (ЕПК) должна «обратить большее внимание на его бюджетную эффективность». Чтобы получить деньги, ЕПК оставалось только дождаться решения последней инстанции — правительственной комиссии, — которое неоднократно откладывалось.

Похоже, что обсуждение проекта просто перешло на новый уровень. В конце февраля начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович сделал категоричное заявление, что «строительство железнодорожной магистрали до Кызыла, столицы Тувы, просто необходимо. Дорога важна для многих промышленных проектов». Однако Дворкович подчеркнул, что решение должна принять правительственная комиссия. «Мы лишь подталкиваем решения», — добавил он.

Нехватка дорог — одна из главных проблем в развитии богатейших ресурсами сибирских регионов, коим является и дотационная Республика Тыва (см. карту). Однако запрошенная из Инвестиционного фонда сумма (первоначальные 2 млрд долларов уменьшились до 1,43 млрд), видимо, смущала чиновников, раз они до сих пор так и не приняли решения о судьбе крупного инвестпроекта. Действительно, на первый взгляд не очень понятно, ради чего будут тратиться нефтедоллары. На самом деле смысл в этом проекте есть.

Дорогой уголек

Строительство железнодорожной ветки Кызыл—Курагино изначально было проектом Енисейской промышленной компании (ЕПК), которая сейчас входит в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) — эта холдинговая структура была создана в 2004 году для управления активами Межпромбанка. Структуры Межпромбанка купили ЕПК в 2002 году ради лицензии на разработку одного из крупнейших в России месторождений коксующихся углей — Элегестского. Его разведанные запасы оцениваются в 900 млн тонн угля особо ценной для коксования марки «Ж».

В России сейчас дефицит самых дорогих и ценных для коксования углей (см. таблицу 1 и график). По оценкам Института конъюнктуры рынка угля (ИНКРУ), дефицит лучших марок — «Ж» и «К» — составляет в России не менее 10 млн тонн в год. «Это связано с выбытием нескольких шахт в Воркуте и Кузбассе, на которых раньше добывали эти угли», — объясняет директор по науке ИНКРУ Сергей Романов. Складывается на первый взгляд странная ситуация: Россия, являясь мировой угольной державой и обладая колоссальными запасами угля, с одной стороны, экспортирует уголь на мировые рынки, а с другой — сама испытывает нехватку угля и готова его импортировать. В то время как в Кызыле самым дефицитным в России углем топят теплоэлектростанции. Уголь слишком жирный, не может до конца сгореть в обычных печах, поэтому копоть, зола и шлаки оседают в городе.

Сейчас почти все кр

Новости партнеров

«Эксперт»
№10 (551) 12 марта 2007
Фондовая лихорадка
Содержание:
Будут еще коррекции

Падение на фондовых рынках — это коррекция, вызванная игрой глобальных хедж-фондов. Фундаментальных экономических причин для затяжного падения нет. Но и расти российскому фондовому рынку пока больше некуда

Обзор почты
Реклама