Не нужен нам берег турецкий

19 марта 2007, 00:00

Россия, Болгария и Греция подписали соглашение о совместной прокладке нефтепровода на Балканах. Строительство трубопровода в обход турецких проливов существенно укрепит наши позиции экспорта углеводородов в Европу

Нитка протяженностью около 300 км и мощностью 35–50 млн тонн будет проложена от болгарского порта Бургас в греческий Александруполис (см. карту) и позволит запертой в черноморском бассейне нефти идти в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Предполагаемая стоимость трубопровода сравнительно невелика — около миллиарда евро. Российские чиновники ожидают, что трубопровод будет построен в кратчайшие сроки. «Рассчитываем, что в первом полугодии уже этого года будет создана юридически международная проектная компания, в ближайшее время ей удастся завершить работу над ТЭО проекта и выйти непосредственно на подписание соглашения с Болгарией и Грецией по транзиту нефти между этой компанией и, соответственно, Болгарией и Грецией», — заявил Глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, трубопровод может заработать уже в середине 2009 года.

Оперативная постройка небольшой обводной трубы сулит России избавление от многих проблем, разносторонние и весьма немалые выгоды. С 1995 года Турция ограничивала пропуск наших танкеров через Босфор, Мраморное море и Дарданеллы и в нарушение международных конвенций ввела собственные правила транзита. Турецкая сторона дискриминировала проход российских судов, отдавая предпочтение западным компаниям. Отечественные нефтяники давно жалуются, что вынуждены подолгу, порой неделями, ожидать прохода. Из-за этого проливы являются главным сдерживающим фактором развития меридиональных экспортных маршрутов в Черноморском бассейне, которые важны России для поставок собственной и идущей транзитом из Каспийского региона нефти в Южную Европу. С геополитической точки зрения такое положение было очень выгодно контролировавшей проливы Турции, которая благодаря этому получала рычаг давления на Россию и реализовывала задачи по превращению своей территории в широтный мост по транзиту углеводородов из того же Каспийского региона в Европу. Именно такая заинтересованность Турции вынудила российских идеологов обходного трубопровода отказаться от более короткого варианта его прокладки по западной оконечности Турции (Кыйкией—Ибригхаба). Бессмысленным теперь становится и продвигавшийся политиками азиатской страны обходной маршрут по ее восточной части из Самсуна в Джейхан.

Постройка трубопровода не только избавит отечественные компании от убытков, но и позволит нарастить экспортные возможности России на ключевом для нее юго-западном направлении. Новый трубопровод составит серьезную конкуренцию альтернативным маршрутам перекачки нефти, которые активно лоббируют США, Турция, Грузия, Польша и Украина: из Баку в турецкий Джейхан, планируемой реверсной перекачке каспийской нефти из украинских портов в Польшу (Одесса—Броды), трансбалканскому проекту трубопровода из румынской Констанцы в хорватскую Омишаль и упомянутому Самсун—Джейхан. Таким образом, укрепятся позиции России в борьбе за транзит каспийской нефти: существенно возрастет вероятность расширения системы Каспийского трубопроводного консорциума, по которому в наши порты идет нефть Казахстана, есть шанс наращивания объемов прокачки углеводородов по трубопроводу Баку—Новороссийск. Показательно, что добывающие казахскую нефть Chevron и «Казмунайгаз» проявили интерес к проекту, а Chevron — и желание войти в состав учредителей консорциума. Уже проявился и неприятный геополитический эффект проекта для Турции. Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов объявил о замораживании строительства НПЗ в Турции и о решении расширить мощности аналогичного завода в болгарском Бургасе.

Подписанные договоренности предоставляют нашей стране право оперативного контроля новой зарубежной трубы. России будет принадлежать контрольный пакет — 51% — проектной компании, остальное поровну поделят Болгария и Греция. Как ожидается, базирующиеся на российской территории «Роснефть», «Газпром нефть», «ТНК–BP» и «Транснефть» будут доминировать и в акционерном капитале управляющего трубопроводом консорциума. По этому поводу замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев накануне отметил: «Мы предполагаем, что фактически Бургас—Александруполис станет как бы частью нашей трубопроводной системы».

России следует ожидать серьезного противодействия проекту США и противников нашей страны в ЕС, не говоря уже о Турции. Чиновники Евросоюза в своем законотворчестве будут стремиться не допустить третьи страны и их компании к контролю над трубопроводной инфраструктурой входящих в это объединение государств. Нелишне помнить, что подписанное еще в 2002 году схожее соглашение по созданию перемычки от нефтепровода «Дружба» до хорватского порта на Адриатике так и осталось на бумаге.