Вот вам и китайская музыка

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
19 марта 2007, 00:00

Даже самые консервативные производители электроники, специализирующиеся на акустических системах, вынуждены переносить свои заводы в Азию. Новички при этом быстро учатся, и, скажем, колонки «made in China» уже звучат не хуже, чем сделанные в Европе

«О боже, им удалось точно скопировать нашу технологию производства. Только они могут позволить себе использовать на производстве больше людей!» — причитает англичанин Йохан Корг, топ-менеджер компании KEF, известного английского производителя акустических систем. Мы с Йоханом идем по заводу в южнокитайском городе Хуайжоу, где теперь делают прославленные английские аудиоколонки.

В свое время KEF для Англии была тем же, что и автомобиль Rolls-Royce. Апологет знаменитого чистого «английского звучания», KEF гордилась, что ее акустика одной из первых использовалась в студии BBC и с ее помощью песни в студии записывали легендарные Beatles. Но времена меняются. Как Rolls-Royce купили иностранцы (им теперь владеет немецкий концерн BMW), так и KEF несколько лет назад перешла под контроль гонконгской корпорации GP Industries. И вслед за этим производство знаменитых акустических систем начали выводить из графства Кент в старой доброй Англии в Южный Китай.

Производственный фэн-шуй

Находящийся в полутора часах езды от Гонконга Хуайжоу, как и весь современный Китай, — город контрастов. На въезде минуешь трущобы, затем начинается цивилизация: высокие здания из стекла и бетона, современные супермаркеты, таунхаусы, блестящие фасады промышленных предприятий. Плюс высококлассная дорога с пятью полосами в каждую сторону.

«А ведь еще три года назад этой дороги здесь не было, — рассказывают сопровождающие нас англичане. — Впрочем, как не было и этого города. Все современные дома, супермаркеты, предприятия появились здесь именно за это время». Поистине китайская экономика растет прямо на глазах. Повсюду просто кипят стройки: кажется, вот зайдешь в «Макдоналдс» (а их здесь уже очень много) — и пока будешь есть гамбургер, рядом поднимется какой-нибудь дом.

На входе в GP Electronics нас встречает управляющий директор Тадаюки Кобаяши. Он японец, и его появление — очередная иллюстрация того, насколько интернациональны современные китайские предприятия. Тот же завод GP Electronics принадлежит гонконгской корпорации GP Industries, управляет им японец, технологии поставляют англичане, ну а рабочая сила, понятно, китайская.

«Большой плюс нашего предприятия в том, что нам удалось набрать молодой трудовой коллектив, — рассказывает г-н Кобаяши. — Например, в Японии на таком же заводе было бы много сорокапятилетних, а здесь средний возраст рабочего — 25 лет. Это очень хорошо, так как сборка электроники требует большого внимания и четких действий. И вообще Китай для размещения производств, в том числе такого высокотехнологичного, как наше, имеет много преимуществ. Рабочая сила здесь дешевая, но при этом люди дисциплинированны, трудолюбивы, хорошо обучаемы. Еще один важный фактор, на наш взгляд, заключается в том, что Китай в своей основе монокультурен. А значит, нет поводов для конфликтов внутри трудового коллектива, что бывает, когда рядом трудятся люди разных национальностей и вероисповеданий».

То, что китайские рабочие аккуратны и старательны, видно сразу. Заходим в цех — рабочие сидят в расслабленных позах, кто-то шутит, кто-то даже задремал. «Пятнадцатиминутный перерыв», — ловя наши удивленные взгляды, объясняют менеджеры. Но вот звучит громкий звонок, и картина резко меняется: все бросаются к своим местам, включается конвейер, по которому ползут элементы электроники. Рабочие сосредоточенно и четко запаивают платы, подсоединяют провода, привинчивают детали корпусов и выполняют другие работы по производству акустических систем. Стимул понятен: средняя зарплата при восьмичасовом рабочем дне — 125 долларов в месяц, а это по китайским меркам крайне высокая оплата труда.

«Все наши технологии мы передали на завод три года назад, и просто удивительно, как быстро и умело они все это адаптировали, — рассказывает Йохан Корг из KEF. — Смотрите, тот пункт проверки колонок на акустические нагрузки они в точности скопировали с нашего производства в Мэйдстоуне, и эта линия по сборке корпусов тоже почти ничем не отличается от того, что было в Англии. Разница, пожалуй, в том, что здесь больше рабочих. Ну да, они могут себе это позволить из-за столь доступной рабочей силы».

Впрочем, переняв европейские технологии производства, китайцы не забыли и о своих традициях. Так, завершая рассказ о высокотехнологичных особенностях производства, китайские менеджеры добавляют, что предприятие у них организовано с учетом правил фэн-шуй. Например, материалы завозят на завод только с востока, все производственные цеха тоже выстроены с востока на запад — согласно естественному движению Солнца и всех сил в природе, а готовая продукция отгружается лишь с западной стороны завода.

Звук уходит в Азию

 pic_text1 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Производители акустических систем, пожалуй, одними из последних среди создателей аудио- и видеотехники стали размещать свои производства в Китае. Когда еще в 1990-х годах в Поднебесной начинали делать телевизоры, CD-проигрыватели, автомагнитолы (в том числе ведущих марок — Sony, Philips), авторитетные производители акустики клялись, что никогда не пойдут в Китай. «Акустическая колонка — это вам не телевизор и не магнитофон, — говорили они. — Акустика требует особенно высокотехнологичного подхода. Одно неверное движение на сборке — и колонка уже звучит не так».

Однако с начала 2000-х ситуация начала меняться. Известные производители звука стали присматриваться к Китаю. «Экономическая реальность такова, что здесь производить продукцию действительно выгоднее», — разводят руками представители этих компаний. Хотя многие предпочитают не афишировать, что их техника изготавливается на китайской земле. Ведь самые консервативные потребители — те, кто готов заплатить не одну тысячу долларов за пару колонок, — могут с опаской отнестись к известию о том, что их любимая старая добрая марка акустики вместо Англии или Германии делается где-нибудь в Юго-Восточной Азии. Хотя в действительности эти опасения, как правило, не имеют под собой оснований.

По оценкам независимых экспертов, по качеству продукция той же KEF, сделанной в Китае, ничем не отличается от прежней, произведенной еще в Англии. Например, недавно марка получила престижную награду потребительской ассоциации EISA за лучший звук новой системы домашнего кинотеатра КНТ3005. Да и вообще, по отзывам аудиофилов на интернет-форумах, китайский KEF звучит не хуже старого, английского.

Быстрое реагирование

Производство в Китае позволяет изготовителям акустики быть еще и более гибкими, эффективнее реагировать на спрос. «С появлением завода в Китае мы получили возможность внедрять новые технологии быстрее, чем это было в Англии, — признается Йохан Корг. — Здесь можно за считанные часы переналадить конвейер, если нужно внести какие-то изменения в продукцию. На английском предприятии это занимало куда больше времени».

Это важно, поскольку даже в таком консервативном секторе рынка, как акустика, сегодня потребители быстро реагируют на новации. Например, сейчас очень многие хотят, чтобы у них дома были не просто акустические колонки в виде примитивных ящиков, а что-то более изящное, необычное. И вот та же KEF уже наладила на своем китайском заводе производство так называемых яиц — комплектов акустических колонок оригинальной яйцевидной формы. Причем компания применила уникальную технологию Uni-Q, благодаря которой система создает очень широкое звуковое поле. В результате каждый, кто находится в комнате, слышит одинаково чистый, детализированный звук (раньше наилучшее звучание было только в одной точке помещения).

Еще одна из последних «фишек», налаженных на китайском производстве KEF, — домашний кинотеатр Kit 100. Он создает объемное звучание в комнате при помощи всего лишь двух колонок, в то время как классический комплект акустики для домашнего кинотеатра состоит из пяти. Секрет в том, что эти две колонки после специальной настройки отражают определенную часть звука от стен. В результате зритель получает свою дозу звуковых эффектов не из отдельно стоящих за спиной динамиков, а за счет отражения звуковых волн, которые генерируют всего две колонки, расположенные спереди. А значит, комнату не придется загромождать аудиосистемами.

Другой писк моды, поддерживаемый на китайском производстве KEF, — встраиваемые акустические системы. Они могут размещаться на потолке или в стенах помещения и быть вообще незаметными для глаз. «Еще несколько лет назад аудиофилы, в том числе в России, не воспринимали всерьез возможность вмонтировать акустику в стены, — говорит Стивен Вениг, вице-президент компании Tria International, эксклюзивного дистрибутора продукции KEF в России. — Сейчас же спрос на встраиваемую акустику велик, и в некоторых европейских странах доля ее продаж уже превышает 20 процентов. Сегодня мы, например, расширяем производство так называемой моторизированной встроенной акустики. Покупателям, включая российских, очень нравится, когда звуковая колонка может вдруг плавно выдвинуться из стены или потолка, а потом так же красиво исчезнуть».

Москва–Гонконг