Законопачивают!

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
19 марта 2007, 00:00

Ощутив рост спроса на рынках Европы, автопроизводители с удвоенной энергией взялись за разработку новых продуктов. При этом конкурируют как модели машин, так и технологии, способные привлечь клиентов

Завершившийся 18 марта Женевский международный автосалон четко отразил тенденции, доминирующие сегодня в мировой автомобильной индустрии и на основных рынках. Впрочем, эту выставку следует рассматривать главным образом с точки зрения европейских потребителей, поскольку именно на них рассчитаны новинки, привезенные в Швейцарию (см. фоторепортаж).

На главных направлениях

Прежде всего, на стендах компаний ощущался оптимизм, обусловленный обнадеживающим прогнозом для автозаводов, расположенных в Европе. По оценкам экспертов, производство легковых машин на континенте с 2002-го по 2010 год возрастет на 19% (см. график) и достигнет 20,7 млн единиц. Конечно же, основное увеличение идет за счет новых растущих рынков: России, Украины, Румынии, Болгарии, прибалтийских государств. И именно в расчете на них подчас даже создаются новые мощности. Так, в Женеве стало известно, что General Motors ведет переговоры о начале сборки некоторых моделей Chevrolet (скорее всего Aveo) в Узбекистане. Предполагается, что для этих целей может быть задействован завод в Андижане, где сейчас выпускают три модели Daewoo — Nexia, Matiz и Damas, хотя представители GM официально ничего не подтверждают.

 pic_text1 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Впрочем, что-то неожиданное иногда случается и в «застойной» части Старого Света. «В целом в Западной Европе мы видим ровное, стабильное развитие ситуации, — заметил в беседе с “Экспертом” вице-президент по маркетингу, продажам и сервису Ford of Europe Стивен Оделл, — но в прошлом году из-за налоговых новаций началось снижение продаж в Германии. Зато в Италии, и тоже в связи с изменениями в законодательстве, спрос на машины увеличился». В целом же по Европе аналитики предполагают постепенный рост сбыта.

Такой прогноз заставляет производителей делать клиентам все более заманчивые предложения. На женевской выставке это отчетливо проявилось в том, что новые модели изначально нашпиговывают теми функциями, которые прежде можно было видеть только в качестве дополнительных опций или только на дорогих автомобилях. К примеру, уже все машины (даже самые маленькие и доступные) сейчас имеют регулировку рулевой колонки и складывающиеся задние сиденья, кнопки управления аудиосистемой на руле, электрорегулировку боковых зеркал, люк или большое окно в крыше, подстаканники и массу всевозможных ниш и ящичков для мелочовки, разъемы под iPod и MP3, подлокотник с емкостями в заднем сиденье. Тот, кто не сделает этого, может еще до начала продаж потерять покупателя, который становится все более разборчивым.

Вместе с тем в Европе силен фактор воздействия на автопроизводителей со стороны государства. Так, Евросоюз сегодня занял очень жесткую позицию в отношении вредных выбросов и безопасности автомобилей, что заставляет конструкторов сосредоточиться именно на этих аспектах (впрочем, рост цен на нефть и желание дышать чистым воздухом делают заинтересованными в подобных разработках и клиентов). О том, что проблема серьезна, в Женеве говорили многие топ-менеджеры мировых компаний. К примеру, президент и главный исполнительный директор Mazda Motor Corporation Хисаказу Имаки в беседе с «Экспертом» назвал вопросы экологии и безопасности главными для отрасли, отнеся их к важнейшим глобальным тенденциям.

С главой японской корпорации согласен и член правления BMW Group Клаус Дрегер. «У нас есть обязательства перед европейским сообществом по снижению вредных выбросов в атмосферу и расхода топлива, и над этими вопросами мы сейчас активно работаем, — сообщил он корреспонденту “Эксперта”. — У BMW есть стратегия, которая называется “Эффективная динамика”, и она охватывает автомобиль в целом. Например, мы делаем наши моторы более экономичными, повышая вместе с тем их КПД и мощность. Работаем и над кузовом: снижаем вес, улучшаем аэродинамику всех элементов, в том числе днища. Следующая тема — менеджмент управления энергией. Скажем, перевод механических и гидравлических приводов на электрические или система “стоп-старт”, при наличии которой двигатель глохнет на перекрестке, но мгновенно заводится, если нажать на педаль газа. Еще есть направление возврата электроэнергии от торможения. По нашим оценкам, эти новации в комплексе могут экономить на разных моделях от десяти до двадцати процентов топлива, причем все это уже совсем скоро может быть запущено в серию. Что же касается более отдаленной перспективы, то это внедрение гибридных силовых агрегатов с использованием электромоторов, а также разработка водородных двигателей. Тут BMW работает как самостоятельно, так и в партнерстве с DaimlerChrysler и General Motors».

 pic_text2 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Действительно, на нынешнем автосалоне было как никогда много компаний, представивших модели с природосберегающими технологиями. Традиционно сильно выступили Toyota и Lexus, показавшие свои гибриды; «зеленые» концепт-кары в Женеву привезли также Renault и Citroёn, Volvo и Saab, Honda и Subaru. А стенд фирмы Ecocar вообще был заполнен дюжиной самых разных машин (Fiat, Opel, Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, Citroёn), переделанных либо только на газ или электричество, либо на их сочетание с бензином.

Наконец, еще один важнейший тренд мировой автоиндустрии состоит в том, что все производители стремятся создавать модели, которых им не хватает для максимального охвата потребительской аудитории. На этот раз в Женеве не было заметно, чтобы все вдруг ринулись, к примеру, в сегмент маленьких машин, внедорожников или, скажем, представительских авто, как бывало прежде. Сейчас компании активно заполняют те ниши, где у них или вообще нет предложения, или нужно укрепить позиции, обновив линейку моделей. С этой точки зрения женевские премьеры заслуживают чуть более подробного разбора.

По всем нишам

 pic_text3 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Имея ограниченный модельный ряд, фирме, как правило, трудно рассчитывать на лояльность клиентов. Ведь их потребности и предпочтения со временем меняются, а значит, бренд должен иметь такой набор продуктов, который сможет удержать потребителя даже в том случае, если он захочет пересесть, к примеру, с маленького хэтчбека в седан бизнес-класса или во внедорожник. Хотя стратегии у всех компаний разные. Одни (как правило, массовые марки) стремятся охватить буквально все ниши, другие действуют выборочно. Скажем, глава Mazda Motor Corporation Хисаказу Имаки так сформулировал нам свою концепцию: «Решая, создавать или не создавать новую модель, мы тщательно взвешиваем, нужно ли нам быть в этом сегменте. Идея в том, что надо укреплять позиции там, где мы наиболее успешны. Но это не значит, что Mazda не идет в новые для себя сегменты: например, совсем недавно мы сделали кроссовер CX-7, а затем и CX-9. Однако у других компаний могут быть иные подходы». Женевский автосалон продемонстрировал это в полной мере.

Так, сразу несколько компаний сделали заявку на членство в «Клубе 4х4». Речь о том, что свои первые внедорожники представили производители, которые до сих пор таких автомобилей не имели. Например, на стенде испанской Seat неожиданно появился прототип кроссовера Altea Freetrack; у Renault еще более четкие черты обрел концепт Koleos, впервые показанный полгода назад. В числе же главных серийных новинок нужно отметить две модели от альянса PSA Peugeot Citroёn — кроссоверы Peugeot 4007 и Citroёn C-Crosser. Правда, французы не стали осваивать незнакомые им технологии создания внедорожников, а обратились к опытным партнерам: обе машины созданы на платформе Mitsubishi Outlander нового поколения. Поэтому главные отличия у всех трех «родственников» относятся в основном к дизайну кузова и к интерьеру. Peugeot 4007 внешне достаточно агрессивен — тут и мощная «пасть» решетки радиатора, и мускулистые обводы кузова. Более изящный C-Crosser получил двухсекционную заднюю дверь, что удобно при погрузке багажа на стоянке; оригинально смотрятся и его наплывающие навстречу друг другу фары, прижатые фирменными ситроеновскими шевронами. Впрочем, есть у моделей и некоторые технические отличия от японского «родителя». В частности, они будут оснащаться столь любимыми в Европе дизельными двигателями. Кроме того, конструкторы Peugeot слегка модифицировали задний мост, гидроусилитель, тормоза.

 pic_text4 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Внедриться в новые для себя сегменты стараются и другие фирмы. Одна из самых ярких премьер Женевы с этой точки зрения — купе премиум-класса Audi A5 и S5. Эти мощные, элегантные, просторные машины так и притягивали публику. Тоже купе, но уже для самых богатых, обнаружилось на стенде Bentley, где стоял роскошный Brooklands. А корейская Kia неожиданно для всех выкатила очень выразительный концепт кабриолета Exceed, который должен продолжить модельную линейку класса С для Европы, уже состоящую из хэтчбека и универсала.

Удержать позиции

Своя интрига развернулась на поле, где крупные игроки стремятся сохранить или укрепить свои позиции. Это свойственно всем сегментам рынка, и в каждом из них на Женевском салоне нашлись свои лидеры.

Прежде всего публику интересовали компактные городские машины, что вполне объяснимо: за последние шесть лет этот сегмент вырос в Европе на 10,6%, и сегодня каждый четвертый автомобиль в Старом Свете относится к классу B. А потому одной из самых ожидаемых премьер прошедшей выставки стала Mazda2. Начиная с 1996 года это уже третье поколение модели, и первое, чем удивили японцы, — уменьшение (вопреки общей практике) на 4 см длины машины по сравнению с предыдущей версией, а также снижением на 100 кг ее веса (что, впрочем, уже не столь неожиданно). При этом маздовская «двойка» стала куда более безопасной, маневренной, экономичной и функциональной, а многие отметили ее динамичный и к тому же «интернациональный» дизайн, способный привлечь клиентов из разных частей света.

 pic_text5 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Неслучайность этого подтвердил «Эксперту» и Шигео Мицуно, руководитель проекта Mazda2 в Mazda Motor Corporation: «Мы создавали в какой-то мере универсальную модель, так как считаем, что основными рынками для нее станут Япония, Австралия и Европа. Кстати, на первых двух, как и в России, популярна автоматическая коробка передач, поэтому сейчас идет работа над тем, чтобы вслед за ручной трансмиссией запустить и автомат. В то же время перед нами стояла задача сделать машину более эмоциональной, азартной, индивидуальной, чтобы каждый клиент смог найти в ней что-то свое». В компании уверены, что Mazda2 станет массовым продуктом, и сейчас усиленно готовят для ее производства завод в Хиросиме. Правда, пока никто не говорит, где и когда стартуют продажи этой новинки, но уже ясно, что в России она появится в начале следующего года.

Не меньший интерес публики и специалистов вызвал премьерный показ нового Ford Mondeo, представленного сразу в трех вариантах кузова: седан, хэтчбек и универсал. Каждый из них оказался по-своему хорош, впрочем, как и автомобиль в целом. Большой, красивый, удобный, с продуманной эргономикой салона и множеством инноваций (например, пуск двигателя с кнопки), новый Mondeo обещает стать одним из бестселлеров в своем классе. Впрочем, кроме внешности фордовцы серьезно поработали и над конструкцией машины. «Предыдущий Mondeo заслужил репутацию автомобиля с едва ли не лучшей управляемостью, и мы ни в коем случае не хотели утерять эти качества в его новом поколении, — заметил в беседе с нами вице-президент Ford of Europe Стивен Оделл. — Совсем скоро все смогут убедиться, что машина ездит так же хорошо, как и выглядит».

 pic_text6 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Наконец, любопытная борьба развернулась среди признанных производителей полноприводных автомобилей. Сегмент внедорожников и кроссоверов сейчас растет даже на стагнирующих рынках Западной Европы, и компании вынуждены действовать здесь очень агрессивно. К примеру, Volvo представила сразу две новинки — серийный XC70 (в третьем поколении) и весьма запоминающийся концепт XC60. «Мы считаем, что рынок кроссоверов имеет большое будущее, особенно в классе “люкс”, — заявил в интервью “Эксперту” президент и главный исполнительный директор Volvo Car Corporation Фредрик Арп. — В премиум-сегменте сейчас не так много кроссоверов, которые обеспечивали бы высокий уровень комфорта и безопасности для своих владельцев. Именно поэтому Volvo проявляет большую активность в этой нише».

Полноприводный Volvo XC70 в России появится этой осенью. Отличительная черта машины — ее универсальность. «На новом XC70 можно элегантно подъехать к театру или престижному офису, в то же время благодаря полному приводу и мощному шестицилиндровому мотору он отлично справится с пересеченной местностью», — подчеркнул главный управляющий производственной деятельностью Volvo Car Corporation Cтивен Армстронг. Само собой, шведские инженеры постарались еще выше поднять уровень безопасности машины. В частности, оснастили ее дополнительными надувными подушками для детей и специальным занавесом, усовершенствовали зоны деформации автомобиля, которые теперь сделаны из различных марок стали, гасящих силу удара. А в ближайшие два года, по словам Фредрика Арпа, Volvo начнет оснащать свои модели революционной системой активного торможения. Она будет работать на скорости до 30 км/ч и, определяя опасное приближение к объекту, сможет сама останавливать автомобиль. «Согласно нашим исследованиям, 75 процентов аварий происходит именно на этой скорости», — пояснил нам президент шведской компании.

 pic_text7 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

В нише внедорожников показал зубы и другой сильный игрок — Nissan. Эта компания представила второе поколение модели X-Trail, которая появится на европейских рынках уже летом. Рассказывая о ней «Эксперту», вице-президент Nissan Europe по планированию и стратегии продукта Пьер Луан сообщил: «Конкуренция на рынке растет, потребитель теряется среди огромного числа предложений. Чтобы завоевать его внимание, производитель должен предлагать что-то действительно яркое и выделяющееся. Первое поколение X-Trail производилось с 2001 года, и объемы продаж машины превзошли все ожидания. При ее запуске мы рассчитывали продавать порядка 24 тысяч штук в год, однако сбыт достиг 50 тысяч. Сейчас, чтобы противостоять конкурентам, мы постарались серьезно изменить модель».

Новый X-Trail и в самом деле получился весьма противоречивым. Создатели придали ему угловатые, даже брутальные черты — например, в противовес модным ныне «зализанным» фарам внедорожник от Nissan получил рубленую прямоугольную головную оптику. «Формы с доминированием прямых линий должны обеспечить владельцам нового X-Trail ощущение защищенности и надежности, — объясняет Пьер Луан. — Ведь многие покупают внедорожник именно с целью почувствовать себя на дороге в безопасности».

Русский след

 pic_text8 Фото: Алексея Грамматчикова
Фото: Алексея Грамматчикова

Неожиданно для всех в Женеве на этот раз немало говорили о российских автомобилях. Главный сюрприз преподнес АвтоВАЗ — на его стенде был выставлен концепт Lada C. Как пояснили нам представители компании, кузов перспективной разработки интегрирован в дорабатываемую сейчас платформу класса С. Именно на ней будет выпускаться новое семейство автомобилей на производстве, которое тольяттинцы создают совместно с канадской компанией Magna.

Другим ньюсмейкером стала машина «Руссо-Балт». Возродить прославленную марку взялась тюнинговая российская компания A:Level, чьим первым продуктом стал Russo-Baltique Impression, оснащенный 12-цилиндровым двигателем от Maybach мощностью 555 л. с. На стенде компании «Эксперту» рассказали, что сейчас эта роскошная машина существует в единственном экземпляре и у нее уже есть владелец из России. Новых заказов пока нет, но фирма все же рассчитывает выпустить около десятка машин, цена каждой из которых составит порядка 1 млн евро.

Увы, даже вероятный успех этого экзотического проекта никак не отразится на самочувствии всего отечественного автопрома. Судя по Женевскому автосалону, тон на российском рынке и дальше будут задавать иностранные бренды.

Женева—Москва