«Роснефть» заняла у западных банков 22 млрд долларов. Кредит был оформлен на короткий срок — 12 и 18 месяцев. Кредиторы, в число которых вошли ABN Amro, Barclays, BNP Paribas, Calyon, Citibank, Goldman Sachs, J. P. Morgan Chase и Morgan Stanley, дали деньги под низкий процент — LIBOR + 0,25–0,5% (сейчас это около 5,7% годовых). Эти банки дружны с российским государством, в частности, они занимаются вложением средств Стабфонда в ценные бумаги развитых стран. Так что не дать они не могли.
Аналитики полагают, что огромная сумма была привлечена для приобретения находящихся в стадии банкротства остатков ЮКОСа. На 27 марта назначен первый аукцион, на котором будут проданы принадлежащие компании 9,44% акций «Роснефти» и векселя «Юганскнефтегаза» номиналом 3,6 млрд рублей, при этом стартовая цена лота — 195,5 млрд рублей (около 7,5 млрд долларов). Правда, высказывается и другая версия — на рынке в очередной раз ходят слухи о возможной покупке «Роснефтью» «Сургутнефтегаза». «Но эта компания стоит 50 миллиардов долларов, а контрольный пакет менеджмента — около 30 миллиардов долларов, — отмечает аналитик ИК “Велес Капитал” Михаил Зак. — С учетом необходимых трат на юкосовские активы у “Роснефти” для этих целей средств маловато, и я отношусь к этим слухам скептически».
«Роснефть» уже давно проявляла интерес к остаткам ЮКОСа и считалась главным претендентом на их приобретение, тем более что в начале прошлого года она фактически установила контроль над банкротством компании (см. «Эксперт» № 11 за 2006 год). О желании участвовать в распродаже обанкроченных активов ранее заявляла никому не известная компания «РН-Развитие», которая, как выяснилось недавно, оказалась аффилирована с «Роснефтью». Если говорить о втором, апрельском, аукционе, то на него будут выставлены еще два лота. В первый, ценой 144,8 млрд рублей, вошли 20% акций «Газпром нефти», газовые предприятия ЮКОСа, «Арктикгаз» и «Уренгойл», а также акции еще 16 небольших компаний, во второй — акции семи научно-технических предприятий ЮКОСа на общую сумму 263 млн рублей. В случае победы на аукционах «Роснефть» превратится в крупнейшую российскую нефтедобывающую компанию и сможет существенно укрепить свое слабое место — нефтеперерабатывающий дивизион.
Однако эксперты называют и других претендентов на активы ЮКОСа. Уже давно в этом качестве упоминается «Газпром», который заинтересован в консолидации пакета своей «дочки» — «Газпром нефти» (бывшей «Сибнефти»). «Логично предположить, что две госкомпании уже нашли взаимопонимание в вопросах приобретения активов ЮКОСа, “Газпром” наверняка будет главным претендентом на “Газпром нефть”, остальные активы ему особо не нужны», — полагает Михаил Зак.
Однако 23 марта появилась новая интрига — о желании приобрести выставляемый пакет акций «Роснефти» неожиданно заявила британско-российская ТНК-BP. В тот же день исполнительный директор группы компаний ВР лорд Джон Браун встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и главой «Роснефти» Сергеем Богданчиковым. Но даже такие высокие переговоры не убедили многих наблюдателей рынка в том, что ТНК-ВР действительно хочет купить юкосовский пакет «Роснефти» Полуиностранную компанию могли «попросить» поучаствовать в аукционе для легитимизации резко критикуемого за рубежом раздела ЮКОСа, в таком случае ТНК-BP даже необязательно проигрывать в аукционе, она может втихую перепродать упомянутый пакет самой «Роснефти». А аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко склоняется к мнению, что британско-российская компания затеяла самостоятельную игру или, возможно, решила сыграть на противоречиях госкомпаний: «У ТНК-BP не такие уж близкие отношения с “Роснефтью”, к тому же подобное активное поведение — характерный почерк этой компании, добивающейся таким образом собственных целей».