Хроники прерванного капитализма

Анастасия Матвеева
26 марта 2007, 00:00

В советское время существовала поговорка: «Хороший редактор — тот, кто найдет в книге фразу, ради которой она писалась, и вычеркнет ее». В «Защите капитала», посвященной угрозам, с которыми сталкивались в царское время российские предприниматели в своем стремлении сберечь «дело» от разрушения, эту фразу не пропустил бы и плохой редактор: «Пожалуй, основным фактором риска для бизнеса в старой России являлось само государство».

Правда, подходят к этому выводу авторы издалека. В первой части книги речь идет о борьбе с «корыстными родственниками, недобросовестными партнерами, преступными менеджерами». Драматичные сюжеты излагаются исследователями чуть суховато, но с массой вкусных подробностей. Благодаря им повествование выходит далеко за рамки описания принятых в те далекие времена приемов защиты от расточительства наследников, жадности компаньонов и вороватых управляющих. Подробности создают неповторимый образ ушедшего от нас капитализма, в котором жесткая деловая хватка сочеталась с неодолимой тягой покровительствовать искусствам, накопительство и скопидомство — с щедрыми вложениями в строительство дешевого жилья для рабочих, лечебниц, училищ при фабриках.

Трагедия этого капитализма состояла в том, что власть, по-своему заботящаяся об экономическом процветании страны, не умела вовремя остановиться в осуществлении своих благих намерений. В итоге перед развитием бизнеса вставали барьеры, вызванные борьбой государственного интереса с частным. Так, современники связывали разорение известного мецената Саввы Мамонтова с решением государства выкупить построенную им Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу в казну. И, возможно, именно из-за несложившегося партнерства власти и капитала капитализм в России пришлось строить заново.