Масштаб любой ценой

Рейтинг
Москва, 26.03.2007
Экспансия крупных аудиторско-консалтинговых групп в регионы достигла своего апогея. Национальные сети, действующие под международными брендами, полностью определяют тенденции рынка

Очередное исследование «Эксперт РА» показало, что прогнозы относительно выдавливания крупными аудиторско-консалтинговыми группами (АКГ) мелких аудиторов (см. «Аудиторская паутина» №14 за 2003 год, «Экспансия среднего слоя» №13 за 2004 год, «Обратная сторона» №12 за 2005 год и «Назад в будущее» №12 за 2006 год) начали сбываться. Впервые за свою одиннадцатилетнюю историю список крупнейших АКГ практически не обновился. Новичками здесь стали всего четыре компании, да и те из столицы, о региональных же выступлениях и вовсе говорить не приходится. А ведь еще совсем недавно топ-150 ежегодно пополняли около двадцати новых фирм, причем добрую половину новеньких составляли регионалы.

Порог вступления в клуб избранных за последние три года изрядно вырос. Планка ежегодно поднималась на 20% и сейчас достигла почти 400 тыс. долларов. Преодолеть ее без раскрученного бренда регионалам довольно сложно.

Парад сетей

Объем рынка 150 аудиторско-консалтинговых групп увеличился за последний год на 38,5% и достиг 27 млрд рублей (см. график 1). Уже не в первый раз бурные темпы роста обеспечила десятка лидеров рейтинга (на ее долю приходится 50% от общего объема рынка).

Сама по себе тенденция увеличения объема рынка в основном за счет лидеров не нова. Об этом неоднократно упоминалось в наших исследованиях. Например, бурным ростом ознаменовалось вступление таких компаний в новое тысячелетие (2000–2002 годы) и одновременно их интеграция в международные сети, когда все усилия крупных фирм были направлены на наращивание массы, с тем чтобы позиционироваться перед западными коллегами.

Однако на этот раз размах превзошел все ожидания. Причем рост в основном носил экстенсивный характер: он осуществлялся за счет агрессивного вторжения в регионы, поглощения других, более мелких структур, расширения штата специалистов. Как следствие, за последние два года доходы компаний первой десятки топ-150 увеличились более чем в два раза, с 6 до 13,3 млрд рублей (в среднем за год на 50%).

Часто приходится слышать, что топ-150 не отражает всего рынка, на котором действует несколько тысяч аудиторов. Теперь подобная критика окончательно лишилась оснований. За прошедший год общее количество организаций, входящих в сеть или группу компаний, среди участников рейтинга увеличилось на 57%. За участниками рейтинга стоят 1 138 структур! Интересно отметить, что на каждого участника топ-150 теперь в среднем приходится по семь-восемь компаний, входящих в его группу. На долю же первой десятки лидеров рейтинга приходится 644 компании — почти в три раза больше, чем год назад. Безусловным лидером в этом отношении выступает компания «BKR-Интерком-Аудит», которой только за последний год удалось увеличить собственную филиальную сеть со 137 до 427 структур. Удвоилось число аффилированных структур в группах «РСМ Топ-Аудит» и ФБК (PKF). Новички появились и в компании «Росэкспертиза» (MRI).

Соответственно, более чем в два раза (с 3 307 до 7 336) увеличилось и количество специалистов в этих компаниях, притом что средний

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (553) 26 марта 2007
    Рейтинг политической влиятельности
    Содержание:
    Кто следующий?

    В нынешней системе политической власти «демократы» федерального масштаба обыгрывают «силовиков», но при этом российские силовые структуры имеют огромное влияние на уровне регионов. Главным инструментом «разоружения» внутренней российской политики могут стать «Единая Россия» и будущий президент

    Обзор почты
    Реклама