Первый в спорте, первый в делах

Русский бизнес
Москва, 26.03.2007
«Эксперт» №12 (553)
Чтобы профессиональный клуб мог добиться серьезных спортивных и коммерческих результатов, его финансовая политика должна быть прозрачна для инвесторов и для международных спортивных организаций. В России по этому пути пока готов идти только баскетбольный ЦСКА

Впервые в истории профессиональный российский клуб — представитель игрового спорта обнародовал свой бюджет с полной расшифровкой доходной и расходной статей. Первопроходцем стал баскетбольный ЦСКА. «Мы ведем бизнес по белым схемам, нам скрывать нечего», — заявил «Эксперту» первый вице-президент ПБК ЦСКА Андрей Ватутин. Согласно бюджетной ведомости, расходная часть составила около 30 млн долларов. Из них 23,6 млн — поступления от генерального спонсора, «Норильского никеля». Еще 5,1 млн заработаны на реализации рекламных контрактов, продаже билетов и атрибутики, 640 тыс. — доходы от переходов и сдачи в аренду игроков и 560 тыс. — реализация спонсорского пакета и прав на телетрансляции от Евролиги. Как и следовало ожидать, большую часть бюджетных денег (23 млн долларов) ПБК ЦСКА тратит на зарплаты, премиальные игрокам и тренерам.

Особенно ценно, что руководство армейского клуба решило не ограничиваться раскрытием бюджета, а объявило и о планах опубликовать бюджет на следующий сезон еще до его начала — в июне-июле. По мнению руководства ПБК ЦСКА, такой шаг клуба поможет укоренению в российском спорте цивилизованных форм ведения бизнеса. По сути, это и призыв к остальным клубам выйти из тени и вести прозрачный бизнес, что привлечет внимание потенциальных спонсоров. Правда, пока на призыв армейцев никто не откликнулся.

Продуманная стратегия развития

Баскетбольный ЦСКА выделяется среди отечественных клубов (и не только в своем виде спорта) осмысленной стратегией развития. В идеале любой клуб считается успешным, если он может самостоятельно покрывать расходы на свое содержание и при этом добывать чемпионские титулы в соревнованиях самого высокого уровня. Но таких во всем мире единицы. Чуть больше тех команд, которые успешны либо в бизнесе, либо на спортивных площадках.

Руководство ПБК ЦСКА сделало ставку на спортивный успех, который в будущем намерено конвертировать и в коммерческую прибыль (на сегодня клуб покрывает около 21% своих расходов). Благо в баскетболе для серьезных спортивных успехов требуется меньше средств, чем, скажем, в футболе. По меркам отечественных футбольных клубов бюджет баскетбольного ЦСКА — просто «смешные» деньги, это бюджет середняка Российской футбольной Премьер-лиги. Но такой бюджет позволяет армейцам из года в год бороться за титул клубного чемпиона Европы. В прошлом году они завоевали это почетное звание и имеют очень хорошие шансы повторить свой успех в нынешнем мае.

На армейцев работает и то, что в Европе у них фактически нет конкурентов в финансовых возможностях. По размеру бюджета ближе всех к ЦСКА стоит его основной конкурент в борьбе за титул сильнейшего клуба Европы 2007 года греческий «Панатинаикос». Его бюджет составляет примерно 26 млн долларов. А, например, «Барселона», ведущий клуб испанской топ-лиги, самой богатой в Европе по суммарному бюджету всех клубов элитного дивизиона, довольствуется бюджетом около 20 млн долларов. По сути, ЦСКА находится в высшей лиге не только по игровым, но и по финансовым возможностям,

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (553) 26 марта 2007
    Рейтинг политической влиятельности
    Содержание:
    Кто следующий?

    В нынешней системе политической власти «демократы» федерального масштаба обыгрывают «силовиков», но при этом российские силовые структуры имеют огромное влияние на уровне регионов. Главным инструментом «разоружения» внутренней российской политики могут стать «Единая Россия» и будущий президент

    Обзор почты
    Реклама