Заработать на рынке бедных

Экономика и финансы
Москва, 26.03.2007
«Эксперт» №12 (553)

Бизнес не использует возможности рынка потребителей с низким доходом. К такому выводу пришли эксперты Международной финансовой корпорации и World Resource Institute в докладе, опубликованном 19 марта.

Люди с доходом ниже 3 000 долларов в год практически исключены сегодня из современного общества потребления. Между тем этот рынок не так уж мал, чтобы им могли пренебрегать промышленные и торговые корпорации, — он оценивается сегодня в 5 трлн долларов. Всего в мире в эту категорию входит 4 млрд человек (к примеру, в России к этому сегменту потребителей относится 61% населения). Из них 1 млрд получает доход меньше 1 доллара в день и не может обойтись без господдержки и благотворительности, а вот остальные 3 млрд вполне готовы вступить в общество потребления, но на особых условиях.

Авторы исследования пришли к парадоксальному выводу: быть бедным — это очень дорого. Не имея доступа к информации и не обладая даже минимальной мобильностью, бедное население часто вынуждено покупать повседневные товары по значительно более высоким ценам, чем более обеспеченные и информированные потребители. Такая система потребления ведет к тому, что и без того скудные средства тратятся нерационально и только на самое необходимое, не оставляя возможности совершить какую-то более крупную покупку. Потребители этого сегмента также обладают особыми свойствами: у них, как правило, нет банковского счета, доступа к интернету, мобильного телефона, а иногда даже электричества.

Однако, оказывается, существуют определенные бизнес-схемы работы и с этой категорией потребителей. Как пояснил «Эксперту» один из авторов доклада Ален Хэмонд, этот сегмент покупателей требует иного подхода и иных продуктов для потребления. Например, Вritish Рetroleum уже разрабатывает специальную плиту, которая может работать от различных источников питания, например на дровах и на газе. Другие компании также постепенно начинают осваивать нижний сегмент потребительского рынка. В Кении 64 аптеки, используя франшизу компании CFWshops, продают таблетки поштучно, примерно по полдоллара за штуку для тех, кто не может купить целую упаковку.

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (553) 26 марта 2007
    Рейтинг политической влиятельности
    Содержание:
    Кто следующий?

    В нынешней системе политической власти «демократы» федерального масштаба обыгрывают «силовиков», но при этом российские силовые структуры имеют огромное влияние на уровне регионов. Главным инструментом «разоружения» внутренней российской политики могут стать «Единая Россия» и будущий президент

    Обзор почты
    Реклама