Золотая рыбка — снаружи и изнутри

Русский бизнес
Москва, 02.04.2007
«Эксперт» №13 (554)
Лиза Кенге, исполнительный вице-президент компании Novo Nordisk, приехала в Россию, чтобы поделиться опытом в области корпоративной социальной ответственности

Социальная ответственность бизнеса — тема для России пока что мутноватая. У нас к ней чаще других обращаются чиновники, которые любят намекнуть особо активным бизнесменам, что они «должны» обществу на то-то и на то-то. Бизнесмены не спорят, но и большого рвения на этом поприще не проявляют. По оценкам специалистов, c десяток российских компаний более или менее всерьез озабочены корпоративной социальной ответственностью (КСО) — это крупнейшие организации, от которых, как правило, напрямую зависит жизнеспособность целых городов и регионов.

Между тем мировое деловое сообщество уже не одно десятилетие рассматривает КСО как концепцию гармоничного, устойчивого развития бизнеса. Лидеры этого процесса — глобальные компании образовали в конце 90-х годов своего рода клуб, Global Reporting Initiative (GRI). В него зачисляют тех, кто соблюдает стандарты GRI, демонстрируя эффективность: экономическую, социальную и экологическую, — так называемый триединый подход. Членство в клубе способствует росту репутации компании и в конечном итоге — курса ее акций.

Тем не менее история полна неоднозначных примеров, когда, скажем, КСО — при соблюдении компанией всех стандартов — обращается в свою противоположность. Или когда стандарты КСО цинично попираются лучшими представителями клуба GRI. Или когда КСО плавно перетекает в маркетинг и PR.

Что это все значит и что в действительности представляет собой КСО? На эти вопросы и пришлось отвечать Лизе Кенге, специально назначенному вице-президенту по корпоративной социальной ответственности компании Novo Nordisk.

— Какова цель корпоративной социальной ответственности? В России на этот счет преобладают два мнения. Первое заключается в том, что КСО — это от лукавого, потому что бизнесу надо решать только экономические задачи, а социальная ответственность должна быть у человека. Второе мнение — что КСО является способом отъема лишних денег у крупных предпринимателей с пользой для них же, потому что когда они добровольно или по настоятельной просьбе властей отдают часть прибыли на общественные и государственные нужды, то тем самым улучшают свой имидж.

— Я считаю, что основное в корпоративной социальной ответственности — создание ситуации, при которой компания находится в гармонии как с ожиданиями своих сотрудников, так и с ожиданиями внешних контрагентов. Также цель КСО состоит в обеспечении долгосрочной рентабельности компании в сочетании с ответственностью перед обществом и с заботой об окружающей среде. И еще КСО — прекрасный инструмент управления рисками и развития инновационной деятельности в фирме.

— Значит ли это, что до того, как была введена в оборот концепция КСО, все те функции, которые вы перечислили, выполнялись бизнесом плохо? Благотворительность, скажем, не решает этих задач?

— На мой взгляд, такой вывод сделать можно. Я считаю, что концепция корпоративной социальной ответственности вводит в оборот понятие холистического бизнеса — это то, что может помочь компании сохранить конкурентоспособность в существующем мире.

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (554) 2 апреля 2007
Армия
Содержание:
Финансисты в пыльных шлемах

Смена министра обороны России обозначила новый этап армейской реформы

Обзор почты
Реклама