Построй завод — улучши имидж

Спецвыпуск
Москва, 02.04.2007
«Эксперт» №13 (554)
Российским стальным компаниям в погоне за мировой стальной короной необходимо научиться строить новые заводы. Это создаст им тот имидж, которого не хватает нынешним лидерам — любителям картелирования мировых рынков

Российские стальные компании отличились — по итогам 2006 года они установили очередные рекорды. Семь крупнейших комбинатов продали проката более чем на 26 млрд долларов, а их суммарная балансовая прибыль составила около 8,5 млрд долларов. Фартовая конъюнктура на рынке стали подарила нашим металлургам три года счастья. При этом мировые цены на стальной прокат по-прежнему высоки. Более того, после небольшого снижения–коррекции они вплотную приблизились к максимуму 2004 года (см. график 1 и график 2) и, судя по всему, продолжат свое победное шествие и дальше.

Как нам кажется, российские металлурги могут очень эффективно воспользоваться сложившейся ситуацией и сделать не только качественный скачок в своем развитии, но и прорыв в погоне за лаврами главных консолидаторов мировой индустрии. Для этого им необходимо отработать банальную для отрасли операцию — капиталовложения в новые крупные проекты.

Цены выше облаков

Текущие высочайшие мировые цены как на плоский, так и на длинный прокат — факт если и не удивительный, то очень нетривиальный. Пик 2004 года, когда был достигнут исторический максимум последних двадцати лет, традиционно связывался со строительным бумом в Китае. Эта страна годами закупала стальной прокат многими десятками миллионов тонн, задрав цены на него до небес. Однако китайская программа строительства сталелитейных заводов и импортзамещения дала серьезные результаты: к 2006 году выплавка стали в Китае достигла 350 млн тонн, страна превратилась из импортера металла в его экспортера. Самонасыщение Китая сталью неминуемо сокращало объемы мировой торговли этим металлом и не могло не сказаться на уровне цен на стальной прокат. Тем не менее ожидавшейся серьезной коррекции цен не произошло — прокат стал стоить едва ли не дороже. Более того, некоторые косвенные данные свидетельствуют, что дальнейший рост не за горами. Взять, например, разброс цен по корзине наиболее ходовых стальных товаров. Практика свидетельствует, что перед бурным ростом спрэд между самыми дорогими и самыми дешевыми товарами сильно уменьшается. И это вполне объяснимо. На слабом рынке, когда производители бьются за ограниченный круг потребителей, они готовы работать на грани рентабельности, в соответствии с этим принципом разброс цен в группе товаров с разной степенью добавленной стоимости приближается к минимуму. Но вот пружина распрямляется — теперь потребители начинают конкурировать друг с другом за товары. Лучшие товары, с большей добавленной стоимостью, получают привилегированное внимание потребителей и больший рост цен. Спрэды расходятся.

Удивительно, но разброс цен по корзине пяти ключевых товаров в подгруппе длинного проката в конце 2006 года снизился почти до уровня начала 2004 года, который наблюдался как раз перед взрывным ростом (см. график 3). Сужения спрэдов по альтернативной группе плоского проката пока не наблюдается. Однако именно длинный прокат всегда наиболее чутко реагирует на проявление фундаментальных факторов, связанных с инвестициями, строительным бумо

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (554) 2 апреля 2007
Армия
Содержание:
Финансисты в пыльных шлемах

Смена министра обороны России обозначила новый этап армейской реформы

Обзор почты
Реклама