Своя подвижная стратегия

Русский бизнес
Москва, 02.04.2007
«Эксперт» №13 (554)

В начале прошлой недели общественности был представлен проект «Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007–2010 годах и на период до 2015 года», сделанный по заказу Министерства промышленности и энергетики РФ.

Внутренний рынок продукции транспортного машиностроения в 2006 году составил 150 млрд рублей. По Cтратегии прогнозируется, что уже через три года он вырастет до 224 млрд рублей. Доля российского рынка транспортного машиностроения, оцениваемая в 11% от мирового в 2005 году, вырастет, по оценкам экспертов, до 15% к 2010-му. Однако может так случиться, что российские производители начнут терять свой растущий рынок (см. график). В документе говорится: «Проблема заключается в дисбалансе между структурой производственных мощностей, техническим уровнем продукции транспортного машиностроения и потребностью отечественной отрасли железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе. Качество изделий транспортного машиностроения лимитировано качеством деталей и комплектующих отраслей-поставщиков, в частности, электроники, электротехники, изделий металлургии и других направлений производства. Качественное развитие этих отраслей требует реализации масштабных и дорогостоящих НИОКР на основе государственно-частного партнерства с целью обеспечения конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке».

Минпромэнерго России предлагает поддержать процессы модернизации предприятий трансмаша. Чиновники предлагают субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам предприятий отрасли. Государство собирается также взять на себя финансирование части затрат на научно-конструкторские разработки в обмен на обязательство бизнеса инвестировать в организацию массового производства новой техники. Эти и другие меры позволят удовлетворить растущие потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта, а также увеличить объем экспорта предприятий отрасли к 2010 году на 75%.

«Мы должны к 2010 году выровнять условия конкуренции российских транспортных машиностроителей и их зарубежных конкурентов», — говорит директор Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России Станислав Наумов. Если этого не произойдет, то конкурировать будет крайне сложно, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проект этот, можно надеяться, дойдет до своего логического завершения. До недавних пор российским чиновникам мало дела было до несырьевых отраслей, а о здоровом лоббизме со стороны тех же машиностроителей даже речи идти не могло. Но теперь в железнодорожном машиностроении есть компания Трансмашхолдинг с оборотом в 1,5 млрд долларов. Это серьезный центр принятия решений. И можно надеяться, что он сумеет реализовать задуманное в Стратегии.

По словам Станислава Наумова, в Минпромэнерго определили и иные сегменты, в которых возникает технологический провал: «Это двигателе- и станкостроение, приборостроение, электротехника и другие. Мы понимаем, что в чистой бизнес-логик

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (554) 2 апреля 2007
Армия
Содержание:
Финансисты в пыльных шлемах

Смена министра обороны России обозначила новый этап армейской реформы

Обзор почты
Реклама