Александр Пятигорский — философ, лингвист, культуролог — давно обещал написать книгу по политической философии. В итоге опубликовал цикл лекций на эту тему, причем цикл незаконченный: одна из запланированных лекций прочитана не была, и в работу вошел только ее план.
Работа, естественно, получилась не слишком строгой. Лекции Пятигорского прерываются вопросами, ветвятся, пестрят историческими примерами - от шумерского эпоса о Гильгамеше и Рима времен Цезаря и Октавиана Августа до Сталина и Гитлера. Да и вообще насквозь - и, похоже, сознательно - импровизационны. Хотя странно требовать стройности от современной философии. Тем более политологи, по адресу которых Пятигорский отпускает не одно едкое замечание, так порой окостеневают в наукообразии, что уже пора поговорить о политической философии в несколько необязательном жанре.
Но необязательность жанра не вытесняет глубокой иронии и горечи. Книга Пятигорского — о том, как привычные стандарты политического мышления детерминируют политическое поведение. Даже грустнее: человек оказывается несвободным, даже не начав действовать. «Абсолютная власть — это власть, которая уже утвердилась в вашей рефлексии как единственная». Тоталитаризм наступает не потому, что его кто-то устанавливает, а потому, что в головах людей уже имеется соответствующее политическое мышление. И это не имеет отношения к эпохе, географии или политическим взглядам. Убежденные враги Сталина могли быть носителями тоталитарной политической рефлексии. «Глупая фраза, вульгарная, никогда ее не повторяйте — “Времена были не те”. Это мы были не те, люди были не те!» Абсолютное государство преодолевается лишь через изменение политического мышления, политического языка, самих объектов политической рефлексии. В общем: «свобода — это когда забываешь отчество тирана».