Чужой среди своих

Книги
Москва, 09.04.2007
«Эксперт» №14 (555)
Вышедшая в России книга американского юриста Лоуренса Лессига — не просто печальная история превращения либерального американского авторского права в полицейское, но и апология личной войны с индустрией копирайта и адвокатской язвой Америки

Мировая культура все ближе и ближе к тому, чтобы «низвергнуться в царство Аида, запечатанное замками копирайта». «Новый дом Разума», которым грезили фантасты былых лет, оказался совсем не похож на обетованное: «Наступает ночь, которую сравнивают с долгим мраком Средневековья». Такие тяжелые мысли сквозят во вступлении к российскому изданию этой книги, выпущенной фондом «Прагматика культуры». В чем же дело? Отчего вдруг от книжки скучного американского юриста по коже бегут мурашки, а сам автор в глазах редактора приобретает черты Иоанна Богослова, известного своими мрачными откровениями?

Казалось бы, книга об авторском праве — это смертельно скучно, как и любой закон, написанный крючкотворами. Но только не в случае Лессига. Профессор права из Университета Стэнфорда уже на пути к тому, чтобы стать настоящей иконой для многих американцев, совсем далеких от тонкостей юриспруденции. Впрочем, за популяризацию своих идей автор взялся не сразу. Сначала он проиграл в суде все свои главные дела: не единожды он потерпел фиаско, пытаясь убедить судей Верховного суда США, что современные законы о копирайте противоречат духу американского закона, букве конституции и даже здравому смыслу.

Выучив урок на «отлично», Лессиг взялся рассказать о кризисе авторского права простым людям, подрывая силы своих противников в народе — то есть на том поле, где бессильны лоббисты, влиятельные в конгрессе. Лессиг поставил перед собой простую задачу — показать, как из закона, основанного на здравом смысле и защищавшего прежде всего интересы общества, родился закон, ставший на стражу корыстных интересов крупнейших американских монополий.

Пафос книги американского профессора сводится к простой мысли: американское общество оказалось погребено под тяжестью копирайта. Охват законов, масштаб их действия, тотальность регуляции, неизбежность наказания и его тяжесть превращают американцев в нацию преступников, при этом не оставляя стране шансов сохранить достояния культуры, накопленные за последнее столетие. Чтобы не быть голословным, Лессиг приводит сотни кажущихся невероятными примеров. Вот кинодокументалист снимает фильм о жизни оперного театра, и на пленку случайно попадает несколько кадров из мультфильма «Симпсоны», что смотрят монтажники за сценой. Разрешение от кинокомпании Fox на использование этих кадров стоит 10 тыс. долларов, что превышает бюджет всей картины. Вот четверо американских студентов в разных частях страны пишут поисковики для университетских сетей — и попадают под судебные иски киноиндустрии, которой они якобы нанесли урон в размере 98 млрд долларов. Сумма, превышающая весь оборот киноиндустрии США за 2001 год. Кража диска из музыкального магазина Калифорнии грозит вам штрафом в размере 1 тыс. долларов, а загрузка тех же песен из интернета сулит вам иск в полтора миллиона. Зато ошибка хирурга обойдется тому всего в 250 тыс. долларов. Как же так, вопрошает Лессиг. «Кто в здравом уме свыкнется с нелепостью мира, в котором максимальный штраф за загрузку пары песен из

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (555) 9 апреля 2007
    Украина
    Содержание:
    Бесконечный демократический транзит

    Украина обречена оставаться страной с неопределенным политическим и геополитическим будущим, с хаотичной и неэффективной конструкцией власти. Но ее внутриполитические кризисы перестанут быть столь значимыми, когда основной промышленный потенциал будет выведен в транснациональное плавание

    Обзор почты
    Реклама