Медведев и человеческий капитал

Политика
Москва, 09.04.2007
«Эксперт» №14 (555)
Развитие России упирается в проблему «человеческого капитала». Пока нет ясного представления, как перевести этот капитал из пассива в актив, но саму подобную необходимость власть уже осознала

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий — сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги и все такое прочее.

С людьми сложнее. По многим показателям население России — уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас — самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования — самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная — почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии — стране с самым высоким уровнем образования в ЕС — 78%, в Великобритании — 76%, в Испании и вовсе заметно меньше — 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов — один из самых высоких в мире. Причем в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

Но это одна сторона медали. Другая — уровень смертности, самый высокий в Европе, да и не только в Европе. Если смотреть показатель смертности в трудоспособном возрасте, то мы находимся на уровне, сопоставимом разве что с африканскими странами. Уровень травматизма на производстве — опять же самый высокий в Европе. И это не просто общие цифры — за ними стоит весьма печальная, а часто и весьма трагическая конкретика.

В конце марта страну потрясла серия катастроф, унесших жизни почти двухсот человек. Трагедии, конечно, случаются везде, однако даже беглое знакомство с обстоятельствами произошедшего в Самаре, Кузбассе, Краснодарском крае и Москве не позволяет списать все только на волю случая. Когда читаешь о том, что курение в шахтах, заполненных метаном, для шахтеров дело обычное; когда слушаешь объяснения летчика разбившегося Ту-134 о том, что один из ключевых приборов давно барахлил, — размышления о человеческом капитале обретают новое измерение. Дом престарелых в отдаленной станице Краснодарского края, где, как оказалось, нет пожарной команды, и элитный ночной клуб в центре Москвы, где, вопреки всем правилам, постоянно проводили огненные шоу, — два полюса нашей жизни. Однако как бы ни были далеки друг от друга эти полюса, людей на них объединяет редкое пренебрежение элементарными нормами безопасности, ставшее причиной страшных трагедий.

Впрочем, дело не только в трагедиях. В России, конечно, очень плохие дороги, однако, как показало недавнее исследование, заказанное одной из крупных транспортных компаний, издержки на транспортировку грузов увеличиваются почти на 30% из-за человеческого фактора. А точнее — из-за неадекватного поведения водителей фур. В частности, желание как можно быстрее добраться до места назначения и при этом перевезти как можно больше груза приводит к тому, что в среднем тонна груза перевозится на 20% дольше, а парк машин изнашивается на 50% быстрее. В качестве иллюстрации можно привести типичную ситуацию, регулярно повторяющуюся на МКАД при самом небольшом гололеде. Фуры не могут въ

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (555) 9 апреля 2007
    Украина
    Содержание:
    Бесконечный демократический транзит

    Украина обречена оставаться страной с неопределенным политическим и геополитическим будущим, с хаотичной и неэффективной конструкцией власти. Но ее внутриполитические кризисы перестанут быть столь значимыми, когда основной промышленный потенциал будет выведен в транснациональное плавание

    Обзор почты
    Реклама