На днях стало известно, что российская компания Retal Industries купила завод по выпуску ПЭТ-преформ Sodripack Sarl во Франции. Россияне приобрели предприятие для укрепления позиций на западноевропейском рынке. Retal планирует инвестировать в покупку нового оборудования для этого завода примерно 3,5 млн евро и через два года увеличить выпуск до 1 млрд преформ.
ПЭТ-преформы — это заготовки для производства пластиковых бутылок, в которые разливают пиво, газированные напитки, соки… Их выпуск — некапиталоемкий и фрагментированный бизнес, поэтому долгое время крупных игроков на российском рынке не было. Чтобы запустить стандартное производство мощностью 200–300 млн штук преформ, нужно всего несколько миллионов долларов, поэтому на рынке могут работать десятки мелких компаний
Консолидацию отечественного рынка ПЭТ-преформ в 2004 году затеяла компания «Ретал», купив заводы двух своих конкурентов (часть из них потом была закрыта). Затем компания объединилась с литовской Nemuno Banga, также занимавшейся скупкой активов в этой отрасли в Восточной Европе. Собственником литовской компании был бывший глава «Сибура» Яков Голдовский, однако совладельцем объединенной компании он пробыл чуть больше полугода и продал свою долю хозяевам «Ретала» во главе с Александром Шишовым. От Голдовского «Реталу» достался ценный сырьевой актив — предприятие по выпуску полиэтилентерефталата (сырье для ПЭТ-преформ) в Клайпеде мощностью 300 тыс. тонн. Cейчас в состав объединенной Retal Industries входят 12 заводов по выпуску ПЭТ-преформ мощностью 9 млрд штук в год, причем половина из них находится за пределами России. Оборот компании составляет полмиллирда евро.
Retal контролирует треть российского рынка ПЭТ-преформ, а на рынке зарубежной Европы его доля составляет 5%. Экспансия компании за пределы России вызвана насыщением внутреннего рынка и усилением конкуренции, из-за чего рентабельность продаж ПЭТ-преформ в России упала до 5–8%. Хотя не менее важен для компании, собирающейся в следующем году провести IPO, и сам факт присутствия на западно-европейском рынке. А поскольку купленный «Реталом» французский завод выпускает более качественную и дорогую продукцию, чем большинство игроков отрасли, это приобретение может еще и улучшить финансовые показатели холдинга.