Связанные одной целью

Рейтинг
Москва, 09.04.2007
Очередной рейтинг консалтинговых групп, подготовленный «Эксперт РА», показал: экстенсивный рост рынка за счет массовой автоматизации исчерпал себя. Клиенты все чаще задумываются о том, а что, собственно говоря, необходимо автоматизировать

Темпы роста консалтингового рынка за последний год значительно снизились. Если по итогам 2004-го и 2005 годов доходы консультантов увеличивались ежегодно на 47 и 54% соответственно, то за 2006 год объем выручки 150 крупнейших консалтинговых групп вырос всего на 40% и составил почти 50 млрд рублей (см. график 1).

Причиной очередных перемен на рынке вновь стали айтишники — консультанты, специализирующиеся на предоставлении услуг в области информационных технологий (ИТ). Уже не первый год именно они доминируют на рынке консалтинга. Так, 2004-й и 2005 годы ознаменовались бурным ростом компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. За пару лет их доходы увеличились более чем вдвое. В этот период наблюдался информационный бум, когда любое мало-мальски значимое предприятие ставило во главу угла автоматизацию своих бизнес-процессов. При этом ежегодный прирост доходов от традиционных видов консалтинга не превышал 20%.

Как следствие к концу 2005 года доля сектора ИТ в общей структуре консалтингового рынка увеличилась на 8 процентных пунктов и достигла отметки 54%. Тогда же мы сделали прогноз, что автоматизация ради автоматизации скоро исчерпает себя, и перспективы консультантов будут зависеть от их готовности совмещать два типа технологий — управленческие и информационные (см. «Троевластие» №14 за 2005-й и «Всепроникающая автоматизация» №14 за 2006 годы). Клиенты поймут, что автоматизация плохо налаженного бизнеса не только не приносит пользы, но многократно усиливает уже имеющиеся управленческие проблемы.

Этот прогноз полностью оправдался: рост сектора консалтинговых услуг по разработке и системной интеграции, до сих пор считавшийся самым динамичным, существенно замедлился. В 2006 году выручка консультантов, специализирующихся на данном направлении, увеличилась всего на 20,5% (против 127 и 110% в 2005-м и 2004 годах соответственно). В результате доля этого сектора сократилась на три процентных пункта. А вот управленческий консалтинг в области ИТ наоборот набирал обороты. За год его прирост составил 61 против 46% годом ранее. Значительно увеличилась и доля этого сектора — с 22 до 27% (см. график 2 и график  3). Еще одно подтверждение этой тенденции — снижение темпов увеличения выручки ИТ-консультантов компаний, возглавляющих список крупнейших консалтинговых групп. Нет уже 70, 90, 130 и уж тем более 300% прироста их выручки за год. Все держится теперь в привычных для традиционных консультантов рамках — от 20 до 60%.

В итоге темпы роста сектора ИТ за последний год значительно снизились — с 85 до 37%. А его доля в общей структуре рынка увеличилась всего на два процентных пункта и составила 56% (см. график 4). Новая тенденция потянула за собой и весь консалтинговый рынок.

Под бременем обстоятельств

Чаще всего к услугам консультантов прибегают компании, достигшие определенной стадии развития. Вот и сейчас, насытившись стандартным софтом и «железом», клиент требует грамотно налаженную в соответствии с его бизнес-процессами и

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (555) 9 апреля 2007
    Украина
    Содержание:
    Бесконечный демократический транзит

    Украина обречена оставаться страной с неопределенным политическим и геополитическим будущим, с хаотичной и неэффективной конструкцией власти. Но ее внутриполитические кризисы перестанут быть столь значимыми, когда основной промышленный потенциал будет выведен в транснациональное плавание

    Обзор почты
    Реклама