Жадность и бедность

9 апреля 2007, 00:00

«Эксперт» обратился за комментарием по поводу возможных путей выхода из политического кризиса на Украине к бывшему советнику всех украинских президентов, начиная от Леонида Кравчука и заканчивая Виктором Ющенко, ведущему политическому эксперту и директору Института системного моделирования (Киев) Виктору Ткачуку.

— На Украине одна сторона вышла из правового поля, но другая с ней ничего не может сделать. Что вывело ситуацию из равновесия? Почему конституция стала ареной состязаний?

— Нужно обратить внимание на мотивацию. Если говорить о Партии регионов, то к ней применима формула «Жадность приводит к бедности». Партия имела большинство в парламенте, имела правительство, имела рост ВВП и стабильный рейтинг, который не снижался после выборов. Партия имела по конституции все необходимые полномочия. Ей надо было всего лишь соблюдать демократические процедуры через доработки конституции. Но захотелось всего и сразу. А когда хочется всего и сразу, тогда начинается покупка, продажа, обмен и бартер. Верховная рада превратилась в биржу по набору трехсот голосов для того, чтобы преодолеть вето президента по любому поводу. Понятно, что ни один здравомыслящий политик не будет сидеть и смотреть, как одна политическая сила берет всю власть в свои руки.

Та же формула применима и в отношении Юлии Тимошенко. Невозможность договориться весной прошлого года о разделении постов спикера и премьера между тремя «оранжевыми» партиями привела точно к такой же ситуации, в какой сегодня оказались регионалы. «Голубая» и «оранжевая» так называемые элиты подтвердили свои украинские корни — максимальное удовольствие им приносит только тот факт, что у соседа горит хата. В этом местечковость украинской оранжево-голубой элиты. А правовые коллизии могут теперь разбирать только политтехнологи, психиатры и любители бразильских сериалов.

Президентский указ — воплощение сегодняшней украинской политической морали. Если правящий орган, коалиция, имеет большие полномочия, но работает исключительно в рыночных условиях, где деньги создают право, то моральная подоплека для роспуска парламента есть. То, что указ юридически хромает, — факт. И выйти из этой коллизии иначе, чем через новые выборы, сложно. Сегодня нет иного правового и демократического механизма.

— Указ о роспуске Рады подписал человек, поддержка которого обществом уже весьма невелика.

— Это так, но как распределить этот рейтинг? Если избиратель будет делать выбор между Ющенко и коммунистом Симоненко, то первый возьмет 50 процентов, а второй — 10. Президентом недовольны почти все, но в избирательной кабинке вопрос стоит «или-или». Если суммировать рейтинги противостоящих друг другу политических сил, то сегодня совершенно четко повторяется ситуация президентских выборов 2004 года. Это совсем не тайна.

— Какую роль в этом кризисе сыграл внешний фактор?

— Сегодня корректнее говорить о желании любой украинской политической силы иметь внушительную внешнеполитическую поддержку. Российское и американское влияние нельзя рассматривать по отдельности. Две эти великие страны создали общемировой коктейль совместных интересов. Совершенно понятно, что если американцев интересует Черноморский шельф, то в той же энергетике россиян интересует газопровод. И так во всем — вплоть до интеллектуальной собственности. Но ни в коем случае нельзя сегодня говорить, что г-н Янукович и Партия регионов не заинтересованы в американской поддержке. Свой капитал они держат не в рублях. Очевидно, что на входе им интересна российская поддержка, а на выходе — американская. Такая же ситуация у «оранжевых». Они заинтересованы в том, чтобы не было видно их намерений создать хорошие отношения с Россией. Но если говорить о коктейле интересов, нельзя не отметить, что американский интерес превалирует.

— Вам не кажется, что новая версия Верховной рады не решит те вопросы, которые пытается решить Ющенко своим указом?

— В условиях поляризации общества с 40 процентами с обеих сторон и при минимальном отрыве украинская элита не в состоянии родить никакой консолидирующей идеи. И выборы этой проблемы не решат. Нужны правила, нужна законченная конституция, которая принимается и левобережной, и правобережной Украиной. С другой стороны, нужно совершенно новое избирательное право, потому что партийные списки ныне выступают гарантом того, что ни один из поставленных сегодня вопросов не будет решен. Мы сейчас имеем лобовое столкновение экономических интересов через политические инструменты. А народ в это время сажает огурцы, платит налоги и кормит эту элиту.

— И все-таки, по какому алгоритму движется Украина: увеличения в перспективе своей стоимости или снижения?

— Думаю, в сторону снижения. В любом случае элитам придется адаптироваться к внешнеполитическим системам, которые будут складываться. Через год выборы президента России и президента США. Возникнет новый коктейль интересов, под который придется подстраиваться. Но станет ли Украина самостоятельным внешнеполитическим субъектом? Предыдущие два с половиной года ее политического развития свидетельствуют, что нет. На протяжении двух лет власть трижды переходила из одних рук в другие. Украинская элита не способна сформировать внутриполитический стержень. У политических сил нет вектора государственного строительства.