Немцы загнали себя в угол

23 апреля 2007, 00:00

В середине апреля федеральное правительство Германии предложило новую программу по защите климата. Представители министерства экономики и новых технологий сдались после многомесячной дискуссии своим коллегам из министерства по защите окружающей среды, согласившись на новые правила торговли квотами на эмиссию углекислого газа.

Под экологическую гребенку попало 1,7 тыс. немецких компаний, которые всего за год должны снизить объем выброса парниковых газов с 505 млн до 495 млн тонн. Каждое предприятие имеет конкретные цифры максимально допустимых выбросов, но нововведения бьют прежде всего по тепловым электростанциям, особенно тем, что работают на угле и являются лидерами по количеству выбросов парникового газа. До сих пор электростанциям разрешалось при выработке одного киловатт-часа электричества выбрасывать в атмосферу 950 г углекислого газа без дополнительных налогов. Теперь за очень короткий с точки зрения технологического переустройства срок им придется снизить этот показатель до 750 г, иначе они начнут платить огромные налоги.

В Германии, которая отказалась от дальнейшего развития ядерной энергетики, отказа от угля не предвидится. Его просто нечем заменить. «Возобновляемая энергетика» по большому счету топчется на месте, потенциал большой гидроэнергетики в Европе полностью исчерпан. При производстве биотоплива и последующего его сжигания, даже по данным сочувствующего экологам Всемирного банка, углекислого газа выбрасывается больше, чем при прямом сжигании ископаемого топлива. Солнечная и ветровая энергия остаются экономически неэффективными и создают серьезные технологические проблемы при подключении к сетям. Главное — «традиционная» альтернатива не годна для масштабного производства электроэнергии, потребляемого современной промышленностью.

Есть ли пути уменьшения выбросов углекислого газа? Любой школьник скажет, что сжечь углеводородное топливо без образования углекислого газа невозможно. Для снижения выбросов остается либо меньше потреблять энергии, либо вылавливать и хоронить сам СО2, либо повышать КПД, то есть уменьшать количество топлива, идущего на производства одного киловатта. Оставим первый пункт на рассмотрение фантазерам. Что означает принуждение предприятий улавливать все больший объем углекислого газа? В первую очередь опять же существенный рост потребления энергии — нужна энергия на создание самого оборудования для улавливания газа, нужно потратить огромное количество электроэнергии на сжижение гигантских запасов СО2 и дальнейшей их закачки в недра земли или на дно океана. Так что при растущем энергопотреблении остается надеяться на развитие ядерной энергетики и на повышение КПД технологий сжигания топлива, прежде всего твердого, то есть угля.

Чем же руководствуются зеленые чиновники, принимая решение, бьющее в итоге по всей экономике страны? Им не дает покоя тот факт, что Германия, не останавливая своего развития, уменьшила с 1990 года выброс СО2 почти на 6%. Но они забывают, что произошло это во многом благодаря чрезвычайно дорогостоящей реструктуризации устаревшей экономики ГДР и планомерной и расчетливой инновационной политике энергетических компаний. Введением же новых налогов немцы загоняют себя в угол, уменьшая экономическую базу технологического совершенствования тепловой энергетики.