Золотая пыль никому не нужна

Илья Ступин
23 апреля 2007, 00:00

Справиться с хроническим дефицитом базовых строительных материалов можно, ускорив ввод новых производственных мощностей

Совместный проект журнала «Эксперт» и компании ООО «Базэлцемент»

Объемы производства строительных материалов растут ежегодно. Но при этом наблюдается диспропорция в номенклатуре. Быстрее всего рынок насыщается отделочными материалами. Это происходит за счет увеличения количества предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимаются их выпуском. По данным ABARUS Market Research, рынок сухих строительных смесей, например, растет на 25% в год. Объем производства теплоизоляционных материалов и гипсокартона ежегодно увеличивается в среднем на 20%.

А вот круг изготовителей базовых строительных материалов (цемента, кирпича, металлопроката) как был, так и остается узким, потому что новым игрокам сложнее выходить на этот рынок. Требуются колоссальные инвестиции, сырьевая база, производственные площадки, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурой. Неудивительно, что в прошлом году производство цемента возросло всего на 12,8%, стеновых материалов — на 5%, сборного железобетона — на 5,7%, нерудных стройматериалов — на 9,6%, щебня и гравия — на 7,4%. Чиновники рапортуют о вводе в действие десятков новых заводов и технологических линий, однако вклад новых производств в увеличение объемов выпуска базовых стройматериалов остается мизерным (см. таблицу 1). Фактически промышленность растет на советском резерве.

Из-за отсутствия конкуренции и ограниченных возможностей действующих производителей по наращиванию мощностей дефицит основных строительных материалов обнаруживается ежегодно. Цены на них стремительно растут, и нынешний строительный сезон не стал исключением (см. таблицу 2). По данным застройщиков, с начала года цемент, металлопрокат, кирпич и другие стеновые материалы, а также железобетонные изделия подорожали на 10–15%. Если в январе кирпич стоил 5–6 руб. за штуку, то сейчас отпускная цена поднялась до 7–8 руб. Сопоставимыми темпами растут цены на стекло, щебень, песок, минеральную вату, кабельную продукцию. По прогнозам строительных компаний, до конца года цены на цемент и металлопрокат поднимутся примерно на 20–25%, щебень и песок подорожают на 15–20%, кирпич — на 16%, утеплитель — на 14%, стекло и пиломатериал — на 10–20%.

Планов громадье

Стоит заметить, что в конце этого тоннеля забрезжил просвет. Все же благоприятная конъюнктура рынка стройматериалов привлекает внимание российских и западных инвесторов. Они объявляют о новых проектах строительства цементных, кирпичных, стекольных и прочих заводов с завидной регулярностью.

Особым спросом пользуется цементный бизнес. Воодушевленная ростом цен на цемент, в этот бизнес даже решила вернуться супруга московского мэра Елена Батурина (несколько лет назад продавшая все цементные активы холдингу «Евроцемент груп»). Принадлежащая ей компания «Интеко» будет реконструировать Верхнебаканский цементный завод, а также строить несколько новых технологических линий. Возможно, в партнерстве с компанией «БазэлЦемент», которая уже приступает к строительству своего завода мощностью 1,5 млн тонн в Рязанской области. Пять новых современных технологических линий до 2011 года обещает построить холдинг «Евроцемент груп». Компания Lafarge ведет переговоры о размещении цементных заводов в Сибири и на Кубани. Компания «Стройтрансгаз» намерена построить в Курской области цементный завод мощностью 2 млн тонн. Аналогичное предприятие планируется создать в Волгоградской области. По оценкам компании Infomine, при условии реализации всех заявленных планов по строительству новых заводов и наращиванию мощностей на существующих предприятиях к 2010 году отечественная цементная промышленность сможет ежегодно производить порядка 120–130 млн тонн цемента (в прошлом году в России было произведено около 55 млн тонн).

Высокий спрос на кирпич также побудил инвесторов развернуть строительство кирпичных заводов. Один из самых заметных проектов реализует во Владимирской области крупный европейский производитель кирпича австрийский концерн Wienerberger. Новый кирпичный завод сможет выпускать 120 млн штук кирпича в год. Эта компания намерена всерьез закрепиться на российском рынке и уже рассматривает возможность строительства еще одного кирпичного завода в Тюменской области. В мае компания «Бриккер-керамика» запустит новый кирпичный завод проектной мощностью 60 млн штук кирпича в Омске. В Курганской области планируют построить самый крупный в Европе и России кирпичный завод производительностью 230 млн условных единиц кирпича в год. Московская компания «Стройэнергоинвест» выиграла конкурс на разработку месторождения кирпичных глин Катайское-2 и намерена привлечь для строительства завода иностранный капитал. Построить новый завод по производству керамического кирпича в Ленинградской области планирует крупнейший петербургский производитель стройматериалов Группа ЛСР. Сибирский и дальневосточный рынки активно осваивают китайские предприниматели. Например, в Таврическом районе Омской области новый кирпичный завод мощностью 10 млн штук кирпичей уже построил некий гражданин Гуй Сэн Лю. И он не одинок в этом начинании.

Появляется все больше масштабных проектов строительства новых стекольных заводов. Недавно китайская госкомпания Norinco и российская «Востек-Тверь», «дочка» производителя стекла «Востек», подписали контракт на строительство стекольного завода в Тверской области мощностью 160 тыс. тонн листового полированного флоат-стекла. Финансирование контракта обеспечивается кредитной схемой с участием российского и китайского банков, а также китайского государственного страхового агентства Sinosure. Один из ведущих мировых производителей стекла — американская корпорация Guardian Industries — рассматривает возможность строительства стекольного завода в Свердловской области. Здесь же планирует разместить свое предприятие бельгийская компания «Главербель». Проекты строительства новых заводов вынашивают и другие крупные игроки.

По мнению экспертов, инвестиции в основной капитал в промышленности стройматериалов будут только нарастать. В том числе со стороны иностранных компаний. «Иностранные инвесторы вообще делятся на две группы: смелые и не очень. Смелые — например, Knauf — давно уже здесь. Теперь выстроилась очередь из несмелых, которые тоже очень хотят попасть на наш рынок», — говорит один из экспертов.

Взятие барьеров

Если все заявленные проекты строительства новых заводов будут реализованы, то через пять лет российский рынок будет насыщен стройматериалами. Более того, по некоторым позициям может образоваться их избыток. Однако эксперты предполагают, что, возможно, многие инвесторы не смогут быстро преодолеть многочисленные административные, сырьевые, инфраструктурные барьеры. Поэтому объемы введенных в эксплуатацию мощностей могут оказаться существенно ниже запланированных. «Одно дело поставить линию по производству сухих смесей. На это надо полгода и один миллион долларов. Совсем другое — построить, например, новый цементный завод. Планов много, но пока проекты в начальной стадии реализации. Очевидно, что эти заводы не будут построены в этом или следующем году, а реконструкция действующих предприятий не даст необходимого прироста мощностей. Поэтому, если строительство будет расти нынешними темпами (13–15% в год. — “Эксперт”), может возникнуть острый дефицит стройматериалов», — прогнозирует гендиректор компании «Строительная информация» Евгений Ботка.

Для строительства новых цементных, кирпичных и прочих заводов требуются достаточные запасы сырья, газ, удобные подъездные железнодорожные и автомобильные пути, энергетические сети. Пока с этими компонентами возникают определенные сложности. «Упакованных» промышленных площадок в стране немного. «Для того чтобы обеспечить завод необходимым количеством электроэнергии, приходится не только инвестировать в строительство линии электропередачи, но и вкладывать деньги в развитие энергетической инфраструктуры района. Это становится серьезным препятствием для развития бизнеса и строительства новых производственных центров», — сетует гендиректор компании «Icopal-Россия» (производителя кровельных материалов) Игорь Крупнов.

Множество проблем, причем не только инфраструктурного характера, сдерживает развитие цементной отрасли. «В СССР существовала целая индустрия строительства и проектирования цементных заводов. Сегодня от нее остались одни осколки, — констатирует генеральный директор компании “БазэлЦемент” Дмитрий Савенков. — Мы вынуждены обращаться к услугам иностранных проектных организаций. В стране работает единственный завод-монополист по производству оборудования для цементной промышленности — “Волгацеммаш”. Но, к сожалению, современные линии они не производят, только отдельные элементы. Опять же, приходится обращаться к иностранцам. Или другая проблема — неразвитость транспортной инфраструктуры. Ощущается острый дефицит вагонов для перевозки цемента. Мы вынуждены рассматривать возможность приобретения собственного подвижного парка, цементовозов, чтобы гарантировать нашим потребителям доставку и снизить издержки».

По мнению участников рынка, строительство новых заводов может ускориться, если государство (хотя бы) поможет обеспечить инженерной инфраструктурой производственные площадки. Первые намеки на это вроде бы сделаны. Недавно председатель комиссии по развитию рынка доступного жилья при совете по реализации национальных проектов Александр Браверман сообщил, что РАО «ЕЭС России» и «Газпром» пообещали снабдить инженерными сетями строительство заводов по производству цемента и других стройматериалов. Однако пока у участников рынка нет твердой уверенности в том, что эти благие намерения будут реализованы на практике.

Опасные перекосы

Сегодня дефицит строительных материалов не является всеобъемлющим и носит региональный характер. В одних регионах не хватает кирпича, в других — цемента, а в третьих — того и другого. Однако такие локальные явления — первые тревожные звоночки для всей строительной отрасли.

Очевидно, что даже при нынешних объемах строительства производители не в состоянии удовлетворять спрос и выпускать продукцию в нужном объеме. Мощности предприятий сильно изношены. Большинство из них были построены в советское время и с тех пор всерьез не обновлялись. Например, по этой причине на растущие потребности строителей не успевают реагировать новосибирские кирпичные заводы. Местным застройщикам необходимо около 500 млн штук кирпича в год, а объем производства, который могут обеспечить областные предприятия, не превышает 306 млн штук. Аналогичная ситуация складывается в Омской области. Потребность в кирпиче составляет 300 млн штук, а производится его всего лишь 200 млн. Или взять, например, цементный рынок. В прошлом году сибирские цементные заводы произвели порядка 6,8 млн тонн, тогда как внутреннее потребление составило 7,7 млн тонн. Объемы поставок цемента из соседних регионов уже ограничены, поскольку там масштабы строительства тоже растут. «В этом году может возникнуть дефицит цемента», — прогнозируют представители холдинга «Сибирский цемент».

Во многих регионах ощущается дефицит железобетонных изделий. «Например, в Пензе не хватает свай и пустотных плит перекрытия. Местные заводы, работающие на морально устаревшем оборудовании, не справляются и закрывают потребности на 15-20 процентов», — говорит и. о. главного инженера компании «Артстрой» (входит в SKM Group) Андрей Гудков. Эту информацию подтверждает и его коллега, генеральный директор пензенской компании «Центрмонолитстрой» Юрий Оликов. «И с кирпичом возникают проблемы, — говорит он. — Завод по производству керамического кирпича работает на сорок процентов своей мощности и удовлетворяет потребности областной строительной индустрии процентов на двадцать. Доставка кирпича из других регионов автоматически приводит к удорожанию квадратного метра жилья. Кроме того, привозной керамический кирпич зачастую не соответствует ГОСТу и не пригоден для строительства высотных зданий».

Свою лепту в возникновение дефицита вносит неравномерное распределение производственных мощностей. «Из-за ценовых диспропорций и колоссального спроса многие региональные производители строительных материалов сегодня ориентированы на столичных потребителей в ущерб местному рынку. Это одна из причин возникновения дефицита тех или иных стройматериалов на локальных рынках», — поясняет г-н Ботка из «Строительной информации».

Например, в Белгородской области расположены два крупных цемзавода. Однако в последнее время львиную долю продукции они отгружают столичным потребителям, оставляя местных строителей с носом. В прошлом году раздосадованный этим обстоятельством белгородский губернатор Евгений Савченко даже грозился построить в области новый цементный завод. В Свердловской области цемент также производится вроде бы в достаточных объемах. Однако в последнее время возрастает количество заказов со стороны южноуральских и тюменских компаний, а также казахстанских застройщиков. В Казахстане цены на цемент выше, чем в России, поэтому продавать туда продукцию выгоднее, чем сбывать ее на местном рынке.

Постепенно обостряется и сырьевая проблема. По словам участников рынка, многие кирпичные заводы находятся на пороге закрытия, поскольку исчерпали запасы глины. С такими же трудностями сталкиваются некоторые производители цемента. По словам заместителя генерального директора группы компаний «Домостроитель» Сергея Пономарева, один из подмосковных цемзаводов уже рассматривает возможность перехода в ближайшем будущем на привозную глину. «Это приведет к неминуемому снижению объемов производства из-за увеличения транспортных расходов», — отмечает он.

В центральных регионах страны ощущается острая нехватка гипса. В зоне досягаемости почти нет качественных месторождений либо они контролируются крупнейшим игроком этого рынка — группой «Кнауф». Эта компания является крупнейшим поставщиком гипсового камня для цементной и гипсовой промышленности. Он добывается на руднике в Тульской области, а также открытым способом в карьерах Краснодарского и Пермского края, в Астраханской и Челябинской областях. «Нехватка гипсового камня объясняется в основном высокой стоимостью разработки новых карьеров, нехваткой железнодорожных вагонов для транспортировки продукции потребителям», — говорит директор управления по общественным связям компании «Кнауф» Леонид Лось.

Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгений Тефтелев недавно во всеуслышание заявил, что на Южном Урале практически исчерпаны месторождения полезных ископаемых, предназначенных для производства стройматериалов. Ценные месторождения остались либо в отдаленных районах, где добыча ископаемых экономически невыгодна, либо там, где невозможна разработка с целью добычи сырья.

Импорт не помощник

Некоторые эксперты полагают, что частично возрастающие потребности отрасли в строительных материалах можно будет покрыть за счет импортной продукции. «Но, например, в случае с цементом импорт не помощник. Если возить цемент из-за океана, то он превратится в золотую пыль. Мощности цемзаводов в странах СНГ тоже ограничены. В Казахстане строительный бум — им бы самим хватило. Экспортный потенциал Украины тоже не стоит переоценивать», — говорит г-н Ботка. С ним согласен пресс-секретарь «Евроцемент груп» Сергей Мещеряков. По его словам, импортировать цемент невыгодно из-за высоких транспортных расходов. Сейчас импорт составляет всего 2% от общего объема потребляемого в стране цемента (это около 1,2 млн тонн).

«В последнее время много говорят о возможности завоза цемента из Китая. Но крупные поставки из этой страны в центральные регионы России при нынешних ценах на цемент (2,6 тыс. рублей за тонну с НДС и железнодорожным тарифом, по данным Росстата, в 2006 году. — “Эксперт”) нерентабельны, поскольку железнодорожный тариф от Владивостока до Москвы составит две тысячи рублей. Плюс транспортные расходы на территории Китая. Кроме того, срок доставки слишком велик — двадцать пять суток только по территории России», — поясняет г-н Мещеряков. Сейчас китайский цемент завозится в Россию в ограниченных количествах. По оценкам «Евроцемент груп», объем китайского импорта — порядка 47 тыс. тонн. Практически весь он оседает в приграничных с Китаем регионах.

На рынке стекла и металла доля импортной продукции намного выше, чем на рынке цемента. По оценке директора коммерческого департамента холдинга «СУ-155» Сергея Левчука, доля импортного стекла в этом году составит около 40%. Основными странами-экспортерами выступают Киргизия и Китай. «В прошлом году на российский рынок ввозилась турецкая, египетская и китайская арматура, тем самым компенсировался дефицит на отечественном рынке, — рассказывает г-н Левчук. — В этом году, скорее всего, металл также будет импортироваться из этих стран. Мы уже работали по такой схеме. Металл хорошего качества, и мы будем им пользоваться, если цена устроит».

А вот пресс-секретарь корпорации «Главстрой» Иван Слепцов категоричен. Он уверен, что ориентация на импортную продукцию не отвечает интересам стройиндустрии и российской экономики в целом. Ведь в стране имеются все ресурсы для активного развития промышленности строительных материалов. Надо только с умом ими распорядиться.