Про какой рок?..

Культура
Москва, 07.05.2007
«Эксперт» №17 (558)

Не новость: когда в кинематографическом пространстве близкий к гениальности литератор пересекается с не лишенным дарований постановщиком, далеко не всегда стоит ожидать многого.

Но в случае со стартовавшим в отечественном прокате свежим голливудским блокбастером «Пророк» литератор этот — покойный визионер и параноик Филипп К. Дик, что всегда добавляет интриги. У Дика странные отношения с кино. Экранизируют его, автора сложного и мрачного, на удивление часто; к литературной основе получившееся всегда имеет отношение отдаленное (да и поди конвертируй в кино диковскую густую психоделию, в которой реальность размножается почкованием с азартом амебы), но процент приличного кино среди экранизаций до странности велик. Даже и пафосное спилберговское «Особое мнение» было, при всей недовинченности, не лишено блеска. А ведь есть еще и великолепный «Вспомнить всё» от Пола Верхувена, который нельзя не полюбить уже за одного Шварценеггера, простреливающего голову Шэрон Стоун со словами «считай это разводом». Про «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта молчим: шедевр, абсолютная классика.

В «Пророке», однако, Филипп К. встретил не Кубрика и не Верхувена, а Ли Тамахори.

А ведь Тамахори, рекрутированный в Голливуд новозеландец, начинал лихо — сделав еще на родине чернушную драму «Когда-то были воинами»: спивающиеся аборигены-маори, нищета, семейные конфликты — чистая «Маленькая Вера», только с изрядным постановочным блеском. Тамахори заметили и взяли в Беверли-Хиллз. И пропал человек. Первые его голливудские фильмы — «Скалу Малхолланд» с Нолти или «На грани» с Хопкинсом — смотреть еще можно; а потом была «Умри, но не сейчас» — наименее удачная из последних частей «бондианы», а потом — молодежная адаптация бондовских схем «Три икса-2», чепуха попросту неописуемая… В контексте таких вершин «Пророк», пожалуй, еще смотрится; но Дика все равно жалко.

…Живет такой парень — Крис Джонсон, он же Фрэнк Кадиллак (Николас Кейдж). Прирабатывает фокусником в заштатном вегасском казино — а основной доход имеет, поигрывая по маленькой в казино-соседях. Крис всегда в выигрыше: ведь он способен видеть будущее. Правда, только свое — и только на две минуты вперед. Но это не мешает железной леди из ФБР (Джулианна Мур) решить, что именно Крис может остановить террористов, собирающихся устроить кирдык Калифорнии очередной скоммунизженной у русских атомной бомбой, а террористам — с ФБР согласиться. И начинается за двухминутным пророком двойная охота — хотя самому ему не хочется ничего, кроме личного счастья…

Можно сказать, что «Пророк» не дружит с логикой — но кто ж с ней нынче дружит? Можно обозвать его каталогом упущенных возможностей (могла быть и пронзительная драма, и стивенкинговской густоты саспенс — а вышла агитстрелялка, да и все) — но такие каталоги теперь выпускают еженедельно. Можно поиронизировать насчет синдрома 11 сентября, давшего в Голливуде обильные (и, надо думать, тщательно удобряемые) пропагандистские побеги. Но все-таки всего непонятней, при чем тут умница, мизантроп и а

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама