Страсти по корням

Культура
Москва, 07.05.2007
«Эксперт» №17 (558)
В архитектуре православных храмов сегодня почти нет ярких решений. Причина в том, что вместо образа храма идет поиск русского духа и подлинного православия

В России сейчас достаточно архитектурных конкурсов — всероссийских и локальных. На всех раздают премии: за новаторство, неповторимый художественный образ и прочие архитектурные достоинства. Среди осуществленных и еще не осуществленных проектов, которые удостаиваются этих наград, почти не бывает православных храмов. И не потому, что мало строят церквей (возводится много и в столицах, и в регионах), а потому, что архитектурные их достоинства в подавляющем большинстве случаев весьма и весьма скромны. Кажется, что в этой сфере качество архитектуры обратно пропорционально количеству разговоров о «вновь обретенных духовных основах», о возрождении традиций российского храмостроительства. Все же наиболее значительные храмы последних десяти лет — это либо копии прежних, разрушенных большевиками, либо вариации на тему одной из этих копий — храма Христа Спасителя. То есть, говоря словами Герцена, «пятиглавые судки с луковками вместо пробок, на индо-византийский манер».

По инстанциям

В советское время все архитектурное проектирование осуществлялось в стенах специализированных проектных институтов. На каждый вид сооружений был свой институт: один — для жилища, другой — для сельхоззданий, третий — для театров и кинотеатров, четвертый — для курортов, пятый — для заводов и фабрик и так далее. Плюс Моспроекты — для особо важных объектов вроде Кремлевского Дворца съездов. Не было одного — института, где проектировали церкви. Потому что их государство не строило.

Сегодня церкви проектируют и строят — например, всемогущий Моспроект-2, который подарил нам новый храм Христа Спасителя и не менее масштабный храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове. Проектированием церквей занимаются также Архитектурно-художественный центр при Московской патриархии «Арххрам» (результат метаморфоз одной из мастерских того же Моспроекта-2), мастерские Свято-Данилова монастыря, Патриарший архитектурно-реставрационный центр в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Товарищество реставраторов. Проектируют их и частные архитектурные бюро.

Когда смотришь на результаты, то есть на уже построенные храмы, часто возникает ощущение, что проектировщики и есть сами себе «высший суд». Но нет. Ни одно из сооружений не строится без благословения Церкви и решения высоких архитектурных инстанций. В столице каждый проект рассматривает специальная искусствоведческая комиссия Московской патриархии, в которую входят известные не только в церковных кругах, но и в миру специалисты — искусствоведы, реставраторы, архитекторы. Комиссия выносит заключение о соответствии проекта каноническим требованиям и рекомендует (или не рекомендует) осуществлять его. Столичные проекты должны получить благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также должны быть утверждены на Градостроительном совете. Последний призван ответить на другой вопрос — не о соответствии православному канону, а о том, нужен ли такой храм городу или нет.

Так что на самом деле то, что мы видим сегодня, — результат достаточно тщательного от

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама