Трубу вам в руки

Повестка дня
Москва, 07.05.2007
«Эксперт» №17 (558)
В управление «Транснефти» передан принадлежащий России пакет акций Каспийского трубопроводного консорциума (КТК)

Россия владеет 24% акций консорциума, но до последнего времени играла второстепенную роль в его операционной и стратегической деятельности. Де-факто развитие КТК определяли нефтяные компании, ведущие добычу нефти в северо-западном Казахстане и транспортирующие ее по КТК: Chevron (15%), Rosneft-Shell (7,5%), Mobil (7,5%) и другие. Эти компании, для которых транзит нефти — сопутствующий, а не основной бизнес, минимизировали собственные транспортные расходы, устанавливая низкий тариф на прокачку нефти, и стремились повысить доходность от вложения в проект собственных финансовых средств за счет высоких процентов по кредитам на строительство. В результате КТК балансировал на грани убыточности, его акционеры, включая Россию и Казахстан (19%), от работы осуществляемого на их территории проекта получали лишь минимальную доходность, в то время как иностранные участники наметили двукратное расширение трубопровода до мощности 60 млн тонн.

Теперь российское правительство хочет получать хорошую прибыль от транзита казахстанской нефти. Для реализации именно этой задачи в управление «Транснефти» и передан госпакет акций КТК. Менеджеры компании давно критиковали иностранных акционеров КТК (см. «Особо ценная государственная компания» № 23 за 2006 год), и теперь «Транснефть», для которой получение дохода за прокачку нефти — главный бизнес, должна изменить ситуацию. По мнению аналитика «Атона» Артема Кончина, «Транснефть» вряд ли подпишется под расширением проекта, если иностранные акционеры не пересмотрят свое отношение к его доходности (российские чиновники настаивают на повышении транзитного тарифа с нынешних 32 долларов до приблизительно 40 долларов за тонну).

Принять участие в управлении КТК для «Транснефти» было делом чести, ведь он был единственным проходящим по территории России магистральным нефтепроводом, неподконтрольным госмонополии.

Можно было бы предположить, что иностранные участники КТК негативно отнесутся к новому партнеру. Но в компании Chevron, с которой нам удалось связаться, ограничились вполне доброжелательным по отношению к «Транснефти» комментарием. «С бизнесменами, занимающимися транспортировкой нефти, иностранцам будет гораздо проще найти общий язык, нежели с кремлевскими чиновниками», — считает Артем Кончин.

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама