Уступи дорогу

Русский бизнес
Москва, 07.05.2007
«Эксперт» №17 (558)
Надежда на динамичный рост логистического бизнеса подтолкнула менеджеров группы «Северстальтранс» выкупить 50-процентную долю компании у Алексея Мордашова, который, похоже, теряет интерес ко всем своим традиционным проектам в России и выходит «в кэш»

На прошлой неделе российский стальной магнат Алексей Мордашов договорился о продаже своей доли в транспортном бизнесе — группе компаний «Северстальтранс». По взаимному согласию его акции выкупят топ-менеджеры группы компаний «Северстальтранс» Константин Николаев (гендиректор), Никита Мишин (коммерческий директор) и Андрей Филатов (исполнительный директор). Речь идет о 50% акций головной офшорной структуры группы «Северстальтранс» — компании Transportation Investments Holding Ltd. Таким образом, менеджеры группы, как утверждает глава пресс-службы «Северстальтранса» Анна Вострухова, на паритетных началах становятся собственниками 100-процентной доли этой структуры. Сумму сделки стороны не раскрывают, но специалисты оценивают бизнес «Северстальтранса» примерно в 1–1,5 млрд долларов.

Мордашов стоял у истоков создания группы «Северстальтранс» в 1996 году. За 10 лет она превратилась в одну из крупнейших в России частных транспортно-логистических компаний, весьма динамично развивающуюся структуру (см. график 1). Зачем же Мордашов решил покинуть перспективный и некапитализированный бизнес?

Объяснение может быть только одно: Мордашов, похоже, покидает традиционный бизнес, постепенно распродавая все свои активы.

Рост из-под прикрытия

Когда в 1996 году создавалась группа компаний «Северстальтранс», Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов работали на экспедиторском рынке. Среди их клиентов были крупные грузоотправители, в том числе предприятия металлургического комбината «Северсталь». Поэтому, когда у них возникла идея создания крупной универсальной транспортной компании, Алексей Мордашов был одним из первых, к кому они обратились с предложением о партнерстве. В созданной компании Мордашову стало принадлежать 50% акций, а остальные 50% распределились между ее топ-менеджерами.

«Северстальтранс» изначально создавалась как универсальная транспортная компания, ориентированная на широкий круг клиентов. Ее бурный рост начался с 2001 года, после покупки крупного пакета акций порта Восточный, расположенного в Приморском крае. В 2002 году «Северстальтранс» приобрела пакеты акций Туапсинского и Таганрогского морских портов. Позднее группа стала собственником ключевых терминалов на Балтике, Черном море и в Тихом океане. Параллельно с этим компания наращивала вагонный парк и покупала локомотивы, в том числе на принадлежащем ей Коломенском заводе. К 2003 году группа стала крупнейшим на территории России и стран СНГ частным оператором на рынке транспортных услуг.

Но время экстенсивного роста прошло. Последние два года группа, по сути, только и делала, что распродавала активы. В частности, летом 2004 года она завершила продажу 69,4% акций Туапсинского морского торгового порта. В октябре того же года группа продала контрольный пакет порта Восточный. Примерно в то же время был продан и неконтрольный пакет Таганрогского порта, а чуть меньше года назад — крупный пакет и в бизнесе компании «Трансгарант» с собственным парком около 4 тыс. вагонов. Был продан и Коломенс

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама