Вслед за немцами

Германии удалось реформировать экономику, сочетая либеральные реформы с традицией государства всеобщего благосостояния. Решение экономических проблем Франции во многом будет зависеть от того, сможет ли страна пойти по немецкому пути

После того как ажиотаж после президентских выборов во Франции спадет, от нового президента потребуются немедленные действия в экономической сфере. Французский рынок труда не может обеспечивать необходимые жителям страны рабочие места, и эта проблема сохраняется уже на протяжении десятилетий. До недавних пор это не мешало экономическому процветанию благодаря низким процентным ставкам и бурному росту потребительского спроса. Но сейчас прежняя модель перестает работать: чтобы понять это, достаточно сравнить крайне низкие темпы роста во Франции с успехом, достигнутым в соседней Германии. В 2006 году темпы роста в Германии впервые за десятилетие обошли показатель Франции. В последнем квартале прошлого года рост ВВП в Германии составил 3,7%, а во Франции — всего 2,5%. В результате эта страна стала одной из самых медленно растущих экономик зоны евро.

«Успех Германии весьма важен для реформ Саркози, поскольку позволяет ему уйти от необходимости противопоставления “англосаксонской либеральной” и “европейской социальной” моделей. На протяжении последних шести лет Германия заморозила реальные зарплаты. Сегодня доля зарплат в ВВП Германии самая низкая за последние 40 лет, что удивительно для страны с социальной моделью. В результате Германия смогла вернуть себе международную конкурентоспособность, что позволило нарастить экспорт и, как следствие, экономический рост. Положительное сальдо внешней торговли в феврале составило 213 миллиардов долларов — больше, чем в Китае! После нескольких лет непростых реформ сегодня в Германии стали чувствоваться результаты — безработица быстро падает, а зарплаты вновь начинают расти», — прокомментировала «Эксперту» ситуацию главный экономист лондонского Центра европейской реформы Катинка Бариш.

Во Франции же последние шесть лет зарплаты продолжали расти, обеспечивая потребительский спрос, однако международная конкурентоспособность страны падала из-за отставания в производительности труда. «Французская экономика в девяностых показывала неплохие результаты и обгоняла Германию, которая в тот период испытывала структурные проблемы. Но сегодня она попала в число черепах в зоне евро. Франция двигается лишь немногим быстрее, чем Италия или Португалия, потому что в экономическом плане в стране мало что изменилось. В то время как соседи — Германия, Нидерланды, Швейцария, Британия — проводили реформы и улучшали свою конкурентоспособность», — говорит старший экономист Capital Economics Джонатан Лойнс.

Медленный темп Франции особенно удивителен на фоне продолжительного противоположного движения мировой экономики. Темпы роста мирового ВВП в последние три года самые высокие за три последних десятилетия. При этом, согласно последнему рейтингу швейцарской бизнес-школы IMD, по международной конкурентоспособности Франция в 2007 году оказалась на 28-м месте. Опережают ее не только США, занимающие 1-е место, Нидерланды (8-е), Австрия (11-е), Германия (16-е), Британия (20-е), но и Китай (15-е) и Индия (27-е).

Лондон