Трать — не хочу

Экономика и финансы
Москва, 21.05.2007
«Эксперт» №19 (560)
Трехлетний федеральный бюджет предусматривает значительное увеличение государственных расходов на фоне консервативного прогноза динамики доходов. Уже к 2009 году профицит федерального бюджета будет ликвидирован, а накопительные фонды государства перестанут опережать рост ВВП

На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин официально представил Федеральному собранию первый в истории РФ проект трехлетнего федерального бюджета, который особо пылкие думцы уже успели в комментариях окрестить бюджетом надежды.

Возможно, их вдохновил заложенный в финансовую трехлетку рост расходов. По проекту суммарные ассигнования федерального бюджета составят в 2008–2009 годах 18,8 % ВВП (в 2010 году 18,1% ВВП) против 16,1% ВВП по итогам прошлого года — это абсолютный максимум за постдефолтный период.

Впрочем, к этим проектировкам надо относиться с большой осторожностью ввиду значительной неопределенности макроэкономических параметров, на основе которых скалькулирован проект трехлетки. МЭРТ и Минфин с весьма посредственной точностью прогнозируют на год вперед, а тут горизонт прогноза втрое больший, к тому же выходящий за рамки мандата действующей власти. За исходную точку всех расчетов по трехлетнему бюджету принята оценка ожидаемого объема доходов федерального бюджета на 2007 год, по которой средняя цена нефти сорта Urals составит за год 55 долларов за баррель, а курс доллара — 26,16 рубля. В итоге по этой оценке по сравнению с параметрами, утвержденными законом «О федеральном бюджете на 2007 год», доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд рублей. Между тем, по предварительным данным самого же Минфина, федеральный бюджет только за январь-апрель уже исполнен с профицитом 585,98 млрд рублей, и пока не видно никаких причин для слома этой тенденции. Так что уже исходные предпосылки трехлетнего прогноза выглядят весьма сомнительно.

Далее. Довольно странными представляются сценарные условия, из которых исходили составители проекта бюджета на 2008–2010 годы. В пояснительной записке к этому документу утверждается, что «за основу расчетов был принят умеренно-оптимистичный вариант сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года». Оказывается, «умеренный оптимизм» минфиновских чиновников заключается в том, что цены на нефть будут снижаться (в 2008 году до 53, в 2009-м — до 52, а в 2010-м — до 50 долларов за баррель сорта Urals), а рубль начнет слабеть (до 26,11 рубля за доллар в 2008 году, до 26,35 рубля — в 2009-м и до 27 рублей за доллар — в 2010 году). Выглядит все это, мягко говоря, достаточно спорно, тем более что в пояснительной записке сами же чиновники Минфина черным по белому пишут: «В среднесрочной перспективе продолжится повышение курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы)».

Теперь о том, чего в проекте трехлетнего бюджета нет. В первую очередь там и речи нет о существенных изменениях налоговой системы. И в частности, отсутствуют какие-либо упоминания о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Напомним, что о необходимости снизить ставки НДПИ для месторождений углеводородов, близких к исчерпанию, и месторождений со сложными горно-геологическими условиями еще два года назад заявлял президент в своем пос

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (560) 21 мая 2007
    Официальная дипломатия
    Содержание:
    Не по праву силы

    Результаты поездки президента Путина по странам Средней Азии свидетельствуют об успешном для нас старте нового раунда борьбы за транзит каспийских углеводородов. За лояльность России продавцы углеводородов выжмут из нее множество уступок

    Разное
    Обзор почты
    Реклама