Трать — не хочу

Максим Рубченко
21 мая 2007, 00:00

Трехлетний федеральный бюджет предусматривает значительное увеличение государственных расходов на фоне консервативного прогноза динамики доходов. Уже к 2009 году профицит федерального бюджета будет ликвидирован, а накопительные фонды государства перестанут опережать рост ВВП

На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин официально представил Федеральному собранию первый в истории РФ проект трехлетнего федерального бюджета, который особо пылкие думцы уже успели в комментариях окрестить бюджетом надежды.

Возможно, их вдохновил заложенный в финансовую трехлетку рост расходов. По проекту суммарные ассигнования федерального бюджета составят в 2008–2009 годах 18,8 % ВВП (в 2010 году 18,1% ВВП) против 16,1% ВВП по итогам прошлого года — это абсолютный максимум за постдефолтный период.

Впрочем, к этим проектировкам надо относиться с большой осторожностью ввиду значительной неопределенности макроэкономических параметров, на основе которых скалькулирован проект трехлетки. МЭРТ и Минфин с весьма посредственной точностью прогнозируют на год вперед, а тут горизонт прогноза втрое больший, к тому же выходящий за рамки мандата действующей власти. За исходную точку всех расчетов по трехлетнему бюджету принята оценка ожидаемого объема доходов федерального бюджета на 2007 год, по которой средняя цена нефти сорта Urals составит за год 55 долларов за баррель, а курс доллара — 26,16 рубля. В итоге по этой оценке по сравнению с параметрами, утвержденными законом «О федеральном бюджете на 2007 год», доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд рублей. Между тем, по предварительным данным самого же Минфина, федеральный бюджет только за январь-апрель уже исполнен с профицитом 585,98 млрд рублей, и пока не видно никаких причин для слома этой тенденции. Так что уже исходные предпосылки трехлетнего прогноза выглядят весьма сомнительно.

Далее. Довольно странными представляются сценарные условия, из которых исходили составители проекта бюджета на 2008–2010 годы. В пояснительной записке к этому документу утверждается, что «за основу расчетов был принят умеренно-оптимистичный вариант сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года». Оказывается, «умеренный оптимизм» минфиновских чиновников заключается в том, что цены на нефть будут снижаться (в 2008 году до 53, в 2009-м — до 52, а в 2010-м — до 50 долларов за баррель сорта Urals), а рубль начнет слабеть (до 26,11 рубля за доллар в 2008 году, до 26,35 рубля — в 2009-м и до 27 рублей за доллар — в 2010 году). Выглядит все это, мягко говоря, достаточно спорно, тем более что в пояснительной записке сами же чиновники Минфина черным по белому пишут: «В среднесрочной перспективе продолжится повышение курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы)».

Теперь о том, чего в проекте трехлетнего бюджета нет. В первую очередь там и речи нет о существенных изменениях налоговой системы. И в частности, отсутствуют какие-либо упоминания о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Напомним, что о необходимости снизить ставки НДПИ для месторождений углеводородов, близких к исчерпанию, и месторождений со сложными горно-геологическими условиями еще два года назад заявлял президент в своем послании Федеральному собранию. После этого начался активный процесс подготовки соответствующего законопроекта, и вопрос уже казался решенным, но неожиданно дело заглохло. И как видно из проекта трехлетнего бюджета, Минфин не намерен возвращаться к этому вопросу как минимум до 2011 года.

Еще один ключевой момент трехлетнего бюджета касается Инвестфонда. В пояснительной записке чиновники Минфина даже выделили специальный раздел, озаглавленный «Устойчивый рост для экономики», в котором, в частности, обещается, что «будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации». При этом в 2008 году на финансирование проектов из Инвестфонда будет направлено 55,3 млрд рублей, в 2009-м 37,0 млрд, в 2010-м — 26,9 млрд.

Опять же напомним, что, когда летом прошлого года Россия досрочно погасила долг перед Парижским клубом на 22 млрд долларов (заплатив кредиторам за эту досрочность 1 млрд долларов премии), Алексей Кудрин радостно заявлял, что благодаря этому бюджет сможет экономить миллиард долларов в год на выплате процентов по кредиту. Тогда же Владимир Путин распорядился, чтобы эти сэкономленные миллиарды перечислялись в Инвестфонд и шли на финансирование важных для страны проектов. Таким образом, объем проектов, финансируемых из Инвестфонда, должен увеличиваться на 25–26 млрд рублей в год. Однако ничего подобного в трехлетнем бюджете не наблюдается, так что и это решение президента Минфин проигнорировал. Потому, разумеется, что нам, как всегда, грозит снижение цен на нефть, так что не до глупостей.

Что же в бюджете есть? Разделение доходов на «обычные» и нефтегазовые, последние в полном объеме должны направляться в Резервный фонд, объем которого устанавливается в размере 10% ВВП. При этом в «ненефтяном» федеральном бюджете образуется дефицит в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9 в 2009-м и 5,3% ВВП — в 2010 году. Он будет покрываться на девять десятых так называемым нефтегазовым трансфертом из Резервного фонда, оставшаяся часть будет профинансирована за счет государственных займов. Однако это обеспечит лишь бесдефицитное сведение доходов и расходов общего бюджета. На фоне планируемого сокращения доли доходов в ВВП и роста расходов, согласно проектировкам Минфина, уже к 2009 году нас ожидает обнуление профицита. Крутизна такого маневра представляется несколько избыточной — ведь еще в 2005–2006 годах профицит федерального бюджета уверенно держался на отметке 7,5% ВВП.

В этом контексте нет ничего удивительного в том, что прогнозные темпы роста бюджетных накоплений также резко притормаживаются. Согласно расчетам Минфина нынешний год будет последним, когда размер Стабилизационного фонда вырастет по отношению к ВВП, хотя и не так значительно, как ожидалось при разработке бюджета-2007 — до 12% ВВП (против 8,8% ВВП на конец прошлого года). Начиная с 2008 года накопительные фонды бюджета (напомним, Стабилизационный фонд уступает место Резервному фонду и Фонду будущих поколений) в совокупности будут отставать от роста экономики, так что их суммарная доля в ВВП к 2010 году сократится до 11,3%. Из них 10% ВВП придется на Резервный фонд, служащий непосредственно страховкой бюджетных расходов на случай резкого и устойчивого падения мировых цен на углеводороды.

Что ж, в качестве страховки от потрясений факт принятия трехлетнего бюджета сам по себе станет позитивным событием. Кроме того, федеральный бюджет на 2008–2010 годы предусматривает рост госрасходов на развитие национальной экономики и социальной сферы темпами, в среднем в два-три раза превышающими темп инфляции.