«Крайслер» достанется «Церберу»

Международный бизнес
Москва, 21.05.2007
«Эксперт» №19 (560)
Десятилетние попытки немецкого автогиганта закрепиться на американском рынке и стать подлинно транснациональной корпорацией потерпели крах

Председатель совета директоров DaimlerChrysler Дитер Цетше официально объявил о продаже американской «дочки» концерна — автопроизводителя Chrysler. Трансатлантическое партнерство немецкого и американского автогигантов, гордо названное в свое время руководителем Daimler-Benz Юргеном Шремппом «браком, заключенным на небесах», оказалось провальным по всем показателям. Финансовые проблемы Chrysler так и не решены, а Daimler в своем развитии отброшен как минимум на десять лет назад.

Продажа задаром

Новым владельцем Chrysler станет американский инвестиционный фонд Cerberus — именно он, а не канадский производитель автозапчастей Magna, который еще недавно рассматривался в качестве основного претендента на приобретение Chrysler, предложил немецкому концерну лучшие условия по передаче кризисного актива. Созданный пятнадцать лет назад инвестфонд (управляет компаниями общей стоимостью 20 млрд долларов и с годовым оборотом 60 млрд долларов) получит в собственность 80,1% акций Chrysler. Оставшиеся 19,9% останутся во владении Daimler.

Хотя формально Cerberus заплатит Daimler 5,5 млрд евро (в 1998 году Daimler отдал за Chrysler 36 млрд долларов), из этой суммы немцам достанутся сущие крохи — всего 1 млрд евро. Остальные деньги будут направлены на развитие производственного подразделения Chrysler (3,7 млрд) и санацию кредитно-финансового подразделения компании (0,8 млрд). Более того, по условиям сделки Daimler обязуется погасить 1,5 млрд евро долгов Chrysler, так что в итоге немцы еще и останутся внакладе.

Финансовая выгода Daimler состоит в другом — Cerberus берет на себя все обязательства Chrysler по пенсионному и медицинскому страхованию своих работников, а они оцениваются примерно в 18 млрд долларов.

Мечта себе в убыток

Продажа Chrysler — это не просто процедура избавления от убыточного актива, не поддающегося санации. Расставание Daimler со своей американской «дочкой» — это крах немецкой мечты о мировой автомобильной экспансии, жирная точка в амбициозных планах немецкого концерна по созданию транснационального автогиганта и наглядный пример того, как отказ от прагматичной политики в угоду визионерским планам может завести в глубочайший кризис даже самую успешную компанию.

«Слияние с Chrysler с самого начала было лишено экономического смысла», — критикует немецкий концерн эксперт в области автомобильного рынка Эккехарт Венгер. Еще в 1998 году Венгер выступил на собрании акционеров DaimlerChrysler и назвал приобретение американской компании «покупкой лавки с рухлядью за сумасшедшие деньги». Сегодня его слова подтвердились как нельзя лучше, и от этого раздражение руководства концерна становится еще более очевидным. «Я принял решение о продаже Chrysler с тяжелым сердцем. Мы вложили в Chrysler слишком много душевных и физических сил», — написал глава DaimlerChrysler Дитер Цетше в письме, направленном работникам концерна.

Председателю совета директоров DaimlerChrysler можно верить. Практически все десять лет, прошедшие с момента слияния Daimler-Benz и Chrysler в

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (560) 21 мая 2007
    Официальная дипломатия
    Содержание:
    Не по праву силы

    Результаты поездки президента Путина по странам Средней Азии свидетельствуют об успешном для нас старте нового раунда борьбы за транзит каспийских углеводородов. За лояльность России продавцы углеводородов выжмут из нее множество уступок

    Разное
    Обзор почты
    Реклама