Ставка на автопром

Елена Овчинникова
21 мая 2007, 00:00

У индустриального парка «Шексна» есть все шансы стать российским лидером по производству автомобильных компонентов

Совместный проект журнала «Эксперт» и администрации Вологодской области

Своим рождением индустриальный парк «Шексна» обязан твердому убеждению вологжан, что строить новую индустрию на старых основных фондах не имеет смысла. Во-первых, «застойные» коэффициенты материалоемкости, теплопроводности и т. п. способны похоронить и самую прогрессивную технологию. Во-вторых, слишком многое изменилось на мировых рынках с начала 90-х годов, чтобы адаптировать старые стены под выпуск востребованных сегодня продуктов. И наконец, неисчерпаемый прежде человеческий ресурс в России тоже становится дефицитен и дорог.

Для ускоренного же клонирования современных производств, по мнению местных чиновников, лучше всего подходят пустующие территории с мощной инфраструктурной обвязкой. Парадокса в таком определении нет — при желании во многих регионах отыщется участок, расположенный в относительной близости от благ цивилизации и в силу этого не требующий астрономических затрат на создание инженерных коммуникаций или транспортных подходов. В Вологодской области такой участок площадью 2 тыс. гектаров есть в тридцати километрах от Череповца.

С точки зрения логистики площадка идеальна — ее обрамляют автомобильная федеральная трасса, железная дорога и Волго-Балт. Есть возможность подключить будущие предприятия к водо- и газопроводам, резерв энергетических мощностей составляет 10 МВт, поэтому даже имеющийся стартовый «пакет» вполне позволяет вести проектирование и «высаживать» на территории первые производства. Тем не менее суммарные затраты (проектирование, землеустроительные работы, строительство промышленных и «парковых» объектов типа административно-бытового корпуса, стоянки, газораспределительного пункта, логистического центра и др.) оцениваются в 2,7 млрд рублей. Для будущего надежного электроснабжения потребителей в рамках сотрудничества с ОАО РАО «ЕЭС России» предполагается модернизация энергетической системы области, подведение высоковольтных линий электропередачи.

Якорными производствами «Шексны» будут изготовление автомобильных компонентов, строительных конструкций и глубокая металлопереработка. Такой расклад продиктован в первую очередь планами основного инвестора парка — череповецкого ОАО «Северсталь», взявшего еще несколько лет назад курс на развитие автомобилестроения. В Череповце металлургическим гигантом был построен цех полимерных покрытий металла, продукцией которого является полуфабрикат высокой степени готовности, применяемый в производстве автомобильных компонентов, создано предприятие по выпуску высококачественного оцинкованного листа под торговой маркой Extragal для наружных и внутренних панелей автомобилей. В настоящее время Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» осуществляет проектные работы по созданию производства замкнутого сварного профиля крупных типоразмеров для строительной промышленности и размещения в рамках индустриального парка «Шексна». Стальные профили являются высококонкурентным продуктом на рынке и находят широкое применение в технологиях, использующих строительные материалы.

По оценкам региональной власти, в 2012 году, после выхода «Шексны» на проектную мощность, объем промышленного производства составит 2,6 млн тонн различной продукции. Это увеличит валовой региональный продукт на 6,9% и обеспечит промышленное производство в объеме 43,2 млрд рублей. Оптимистичный настрой вологжан основан на прогнозных данных. В частности, специалисты Министерства промышленности и энергетики РФ считают, что в течение ближайших трех лет прирост рынка российских иномарок будет составлять не менее 20% в год. Ожидается также, что к 2010 году продажи легковых автомобилей увеличатся в нашей стране до 25 млрд евро (в 2004 году этот показатель был 13,7 млрд), а отечественный парк легковушек составит 33 млн штук (в 2004 году — 24 млн).

Несложно догадаться, что столь интенсивное развитие автомобилестроения неизбежно потянет за собой и колоссальный рост рынка аутсорсинговых услуг. Удобная транспортная схема и близость к главным автосборочным центрам страны дают индустриальному парку Вологодчины весьма серьезное конкурентное преимущество. Практически все — и уже построенные, и пока еще строящиеся — автомобильные заводы в Москве (Renault), Санкт-Петербурге (Ford, Toyota, Nissan, GM, Land Rover), Калуге (Volkswagen), Нижнем Новгороде (ГАЗ-Chrysler) расположены от «Шексны» в пределах 300-мильной зоны. Несколько дальше, но тоже не критично, отстоят Елабуга (Great Wall, FIAT, Ssang Yong), Набережные Челны (Ssang Yong, FIAT), Тольятти (Lada, Chevrolet), Ульяновск (УАЗ).

Помимо транспортных плюсов индустриальный парк предоставит своим субъектам также и административные бонусы. По отношению к инвесторам в «Шексне» будет применяться особый административный режим, корпоративная инфраструктурная поддержка, пакет стабильных налоговых региональных льгот. Что касается последнего, то субъекты парка, в частности, освобождаются на пять лет от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций. На такой же срок снижается на 4% ставка налога на прибыль.

Создание первой очереди индустриального парка завершится во второй половине 2009 года. Помимо производственных корпусов рядом с парком планируется организация дополнительных комфортных функциональных условий для резидентов, создание специальной «бизнес-улицы» — высокоорганизованной структуры для размещения офисов финансовых, торговых, юридических, гостиничных, культурно-развлекательных, ресторанных и прочих услуг. Есть планы жилой застройки. В настоящее время создается отводка от действующей федеральной автомобильной трассы, проектируются железнодорожная ветка и ряд объектов инженерной инфраструктуры. Проблем в диалоге с естественными монополиями не возникает — ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО РЖД и ОАО «Газпром» поддерживают проект индустриального парка. Таким образом, расчеты на успех проекта вполне обоснованны.