Комплексный подход

Льготное налогообложение, гарантии права на добычу сырья после обнаружения промышленных запасов углеводородов и конкурентоспособная логистика — это то, в чем нуждаются нефтяные компании для интенсификации работ в Восточной Сибири

В середине 2003 года Энергетической стратегией России была поставлена задача обеспечить полное воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов страны. Решить ее можно только за счет интенсивного освоения новых регионов добычи. Как правило, и Россия является тому ярким примером, новые регионы характеризуются худшими природно-климатическими и горно-геологическими условиями, нежели освоенные, и отсутствием какой-либо индустрии. Один из крупнейших таких регионов в России — Восточная Сибирь: ее ресурсы составляют порядка 11,4 млрд тонн нефти (почти 20% от общероссийских) и 37 трлн куб. м газа (23% от общероссийских)*. В случае подтверждения этих ресурсов при существующих технологиях извлечь можно около 10%. При этом, по оценкам международного аналитического агентства CERA, удельные капиталовложения в освоение месторождений Восточной Сибири в среднем в два с половиной раза превышают аналогичный показатель в традиционном регионе нефтедобычи — Западной Сибири (50 долларов за тонну против 20 долларов за тонну), что значительно увеличивает срок окупаемости инвестиций. Очевидно, что при отсутствии стимулирования в виде льготного налогового режима, наличия возможностей транспортировки сырья, государственных программ развития сопутствующих отраслей промышленности и других правительственных мер эффективная разработка восточносибирских ресурсов невозможна.

Первые шаги

Меры государственного стимулирования развития отрасли в регионе прописаны Энергостратегией, но они принимаются недостаточно оперативно. Это и совершенствование системы недропользования, и совершенствование системы налогообложения нефтяного комплекса, и организация поставок сырья на рынки сбыта. В прошлом году мы стали свидетелями первых шагов российского правительства, направленных на ускорение процесса освоения новых регионов. В июле 2006 года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, которые ввели налоговые каникулы для новых месторождений Восточной Сибири. Эта мера, а также начало строительства трубопровода на побережье Тихого океана привели к резкому росту спроса на участки углеводородного сырья в Красноярском крае, Эвенкии, Иркутской области и Республике Саха (Якутия), о чем свидетельствуют итоги проведенных там аукционов. В 2006 году цена приобретенных участков в среднем превышала стартовую в 16 раз, в то время как в 2005 году — в 6,5 раза. Средняя стоимость запасов, приобретенных в этих субъектах федерации, в прошлом году увеличилась по сравнению с 2005 годом более чем в три раза. И это несмотря на то что многие районы Восточной Сибири труднодоступны, отличаются суровыми природно-климатическими условиями и практически полным отсутствием инфраструктуры, как, например, Туруханский район Красноярского края, где идет разведка и освоение запасов Ванкорской группы месторождений. В свою очередь, количество аукционов в Восточной Сибири также возросло и, согласно планам, обнародованным Роснедрами, сохранится на высоком уровне в текущем году.

Сегодня интерес к работе в Восточной Сибири выразили практически все крупные, вертикально интегрированные российские компании. Многие из них уже работают в регионе, однако геологоразведочные работы пока еще носят точечный характер и не охватывают всю его территорию. Объемы финансирования геологоразведочных работ тоже пока недостаточны: инвестиции в геологоразведку в Восточной Сибири выросли в прошлом году всего на 43% по сравнению с 2005 годом**. Этого явно недостаточно для обеспечения задачи, поставленной Энергостратегией России: увеличения добычи нефти в этом регионе в три раза — с 16,3 млн тонн в 2005 году до 50 млн тонн в 2015-м (при умеренном варианте развития).

Основную долю в общем объеме геологоразведочных работ обеспечивают недропользователи (по данным Минприроды, это примерно 75% всего объема). Остальные работы выполнены за счет федерального бюджета, и это менее 2 млрд рублей. В результате участки недр в Восточной Сибири, выставляемые на аукционы, характеризовались низкой степенью разведанности. Из 31 участка, которые были приобретены на аукционах в прошлом году, 26 имели ресурсы категории Д1 и всего пять участков — ресурсы категорий С3+Д1. В связи с этим важной для государства задачей является значительное увеличение объема геологоразведочных работ и параметрического бурения, расширение научного и лабораторно-аналитического сопровождения и включение других механизмов, позволяющих более качественно готовить участки недр к лицензированию.

Гарантии добычи

 pic_text1

Сам процесс предоставления в пользование участков недр не стимулирует инвесторов к тому, чтобы вкладывать большие средства в разведку запасов, так как не предусматривает четких, прозрачных правил автоматической выдачи лицензии на добычу в случае обнаружения инвестором запасов, достаточных для промышленной разработки. Упрощение действующей процедуры предоставления права пользования недрами с целью добычи по факту открытия месторождений могло бы послужить не меньшим толчком для освоения Восточной Сибири, нежели изменения в Налоговом кодексе. Этому также способствовало бы упрощение процесса актуализации проектной документации на разработку месторождений в соответствии с данными геологоразведочных работ, предоставляемых компаниями-недропользователями.

Главным же стимулом к освоению Восточной Сибири для инвесторов стал запуск первого российского мегапроекта XXI века — начало строительства трубопровода ВСТО, который уже в конце следующего года, после завершения строительства первой очереди, даст возможность поставлять добываемое здесь сырье на новые для российской нефти рынки сбыта — в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ожидается, что существенный объем поставок из планируемых на первой стадии 30 млн тонн в год обеспечат восточносибирские месторождения, в первую очередь Ванкорское. По расчетам «Роснефти», добыча на Ванкорском месторождении в 2009 году достигнет 9,8 млн тонн нефти, что составит более 30% пропускной способности трубопровода.

Но и здесь есть проблемы, связанные с несовершенством российского законодательства; в основном они касаются процесса согласования проектной и разрешительной документации с административными органами. Задержки в согласовании документов зачастую приводят к срыву сроков введения объектов и к невыполнению принятых обязательств.

Сквозные тарифы и попутный газ

Возможность заполнения строящегося трубопровода у недропользователей не вызывает сомнения, однако новое направление транспорта нефти, как и любое другое, должно быть экономически эффективным. Сложность маршрута на первом этапе строительства ВСТО — прокачка по трубопроводу, перевозка по железной дороге и перевалка в порту — в случае несогласованности тарифной политики операторов этих транспортных систем делает восточное направление экспорта неконкурентоспособным, поэтому важнейшей задачей является формирование сквозного тарифа на всем маршруте транспорта нефти — от нефтеперекачивающей станции и до порта на Тихоокеанском побережье.

Дальнейшее развитие ресурсной базы Восточной Сибири требует новых гарантий транспортировки и сбыта сырья. Для того чтобы нефтяные компании могли принимать инвестиционные решения, необходимо знать точные сроки строительства второй очереди восточного трубопровода и его пропускную способность.

Наряду с этим как можно скорее должен быть решен вопрос утилизации газа нефтяных месторождений региона. По оценкам «Газпрома»***, запасы газа категории С1 в Восточной Сибири составляют более 3 трлн куб. м. Причем существенными запасами обладают не только крупные газовые месторождения, такие как Ковыктинское и Чаяндинское, но и нефтегазоконденсатные — Юрубчено-Тахомское, Верхнечонское, Талаканское. Все они являются гарантами заполнения ВСТО, а значит, должны быть введены в эксплуатацию уже в ближайшие годы. Чтобы решить эту проблему, необходимо параллельно с разработкой месторождений создавать инфраструктуру для утилизации газа.

Вообще говоря, главным принципом в отношении нового региона нефтедобычи России должен быть комплексный подход к его развитию: формирование адекватной законодательной базы, выделение достаточного количества участков недр для лицензирования, предоставление гарантий пользования недрами на долгосрочную перспективу, создание стимулов к развитию транспортной и перерабатывающей инфраструктуры. Объединив эти меры с инвестиционными возможностями недропользователей, можно создать новые центры нефтедобычи, обеспечить как развитие ресурсной базы, так и необходимые объемы добычи нефти на востоке страны.

*Источник: МПР, 2002 г.

**Доклад замминистра природных ресурсов РФ А. Варламова на коллегии МПР 10 апреля 2007 г.

***ОАО «Газпром». Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, 2005 г.