Лысые, раненые, но довольные

28 мая 2007, 00:00

Nature опубликовал статью об открытии ученых из школы медицины Университета Пенсильвании, сообщающих о возможности восстановления волосяных луковиц. Американские ученые обнаружили, что повреждение кожи головы может вызвать рост новых волос.

Чтобы выяснить подробности, исследователи брали раневые ткани мышей и наблюдали за ними довольно длительное время. На коже появлялись новые волосяные луковицы. При этом выяснилось, что способствующие росту волос гены включались в клетках, не связанных с волосяным покровом. Американские ученые также использовали специальный белок Wnt, который, по их мнению, усиливал работу генов, ответственных за появление новых волос. Ученые считают, что в экспериментах срабатывали два фактора — активизация стволовых клеток, связанная с ранением кожи, и действие белков группы Wnt, участвующих во многих процессах, в том числе — регенерации тканей. Стволовые клетки кожи, оказывается, могут дифференцироваться либо в клетки кожи, либо в волосяные фолликулы. Исследователи механизма регуляции дифференцировки стволовых клеток из медицинского института Говарда Хьюза обнаружили, что в этом механизме задействованы несколько белков, в том числе и Wnt. Вместе с белком noggin он направляет стволовые клетки кожи из верхнего слоя кожи в нижний. Эти же белки препятствуют слипанию стволовых клеток, а это одно из условий превращения в клетки кожи. Одиночные стволовые клетки на глубине дифференцируются в волосяные луковицы. Wnt также регулируют накопление в клетках других белков — бета-катехинов, которые отвечают за те морфологические изменения, которые клетка претерпевает в процессе дифференцировки. В различных экспериментах на мышах работа с белками Wnt и бета-катехинами позволяла выращивать мышей с густым волосяным покровом, а там, где нужные гены блокировались, — лысых.

Ученые из Пенсильвании уже создали компанию Follica, которая будет создавать новый препарат для лечения облысения. По словам руководителя группы и компании Джорджа Котсарелиса, новая технология может быть коммерциализована уже через два-три года.