Слишком сложно для рынка

28 мая 2007, 00:00

Компания «Дикси», один из крупнейших отечественных ритейлеров (включает 322 дискаунтера «Дикси», 5 гипермаркетов «Мегамарт» и 6 супермаркетов «Минимарт»), провела IPO. Рынок оценил компанию в 864 млн долларов, «Дикси» выручила 360 млн. Правда, изначально компания рассчитывала получить от 412 млн до 550 млн долларов, установив коридор цены размещения в 16,5–22 доллара за акцию и тем самым оценив себя в 0,99–1,32 млрд. Переоценка состоялась накануне IPO: «Дикси» определила новый диапазон цены в 14,4–15,8 доллара с капитализацией в 864–948 млн долларов. IPO прошло по нижней границе.

Источники, близкие к компании, предполагают, что первый диапазон цены «Дикси» устанавливала, ориентируясь на средние по российскому рынку ритейла мультипликаторы капитализации, самые высокие в Европе. При этом, как замечает Наталья Мильчакова, начальник отдела фундаментального анализа БД «Открытие», и в первом диапазоне присутствовал дисконт по отношению к отечественным ритейлерам, торгующимся на бирже («Магнит», «Седьмой континент», X5 Retail). Однако предложение было встречено инвесторами прохладно. С одной стороны, так совпало, что перед ними открылся богатый выбор: несколько раньше разместились такие компании потребительского рынка, как «Фармстандарт», «Нутритек», прошло крупное размещение ВТБ, один за другим размещались девелоперы — «Африка Израиль Девелопмент», группа компаний «Пик», компания RTM. Один из критериев выбора из этого веера предложений — перспективы роста акций после IPO. Высокая оценка акций делала эти перспективы проблематичными, что в конечном счете поняли и в «Дикси». По всей видимости, в этом компанию убедили организаторы размещения — «Ренессанс Капитал» и Deutsche Bank.

С другой стороны, показатели развития «Дикси» не позволили ей выделиться на общем фоне. Как говорит Наталья Мильчакова, ритейлер не предложил рынку свежей идеи. Его отличия от уже торгующихся дискаунтеров и супермаркетов невнятны. Кроме того, и по темпам прироста «Дикси» не выделяется на общем фоне: в 2006 году выручка «Дикси» выросла по отношению к 2005 году на 42%, «Пятерочки» — на 45%, «Копейки» — на 70%. Кроме того, по словам аналитика компании «Тройка Диалог» Михаила Терентьева, инвесторам могла показаться неясной схема сделки. Так, сразу после IPO была проведена дополнительная эмиссия по закрытой подписке, часть ее была выкуплена акционерами за счет денег, вырученных от IPO. В итоге доля основного акционера Олега Леонова снизилась в акционерном капитале всего лишь с 55, 9 до 52,5%. А часть полученных от IPO средств (200 млн долларов) была направлена на выкуп акций, находящихся у инвестфондов. В итоге доля инвестфондов в акционерном капитале снизилась с 40 до 6%. А в распоряжении «Дикси» остается около 160 млн долларов. Примерно половина из них пойдет на уплату долгов, половина — на продолжение стратегии сохранения высоких темпов роста, в первую очередь на открытие новых объектов. Компания планирует и дальше концентрировать свои усилия на освоении трех основных регионов страны (Центральный, Северо-Западный, Уральский), укрепить свои позиции в Москве и, улучшая свой формат, провести модернизацию магазинов, работающих более трех лет.